Искусственный интеллект и цифровизация давят на банки

Societe Generale вошел в число ведущих банков, объявивших о коренной трансформации бизнеса Один из крупнейших банков Франции и еврозоны Societe Generale объявил о сокращении 15% своих отделений и 900 рабочих мест к 2020 году в рамках сокращения затрат за счет более активного внедрения цифровых технологий. Банк вошел в число других крупнейших финансовых организаций, которые еще несколько лет назад обозначили тенденцию постепенного отказа от разветвленной сети физических отделений. Впрочем, эксперты задаются вопросом, не являются ли эти меры запоздалыми: в последнее время высокотехнологичные компании небанковского сектора активно развивают собственные финансовые услуги, все больше привлекая внимание потребителей и угрожая банкам. В представленном Societe Generale плане стратегического развития до 2020 года сообщается, что банк уделяет особое внимание «инновациям и рыночным тенденциям, чтобы превратить впечатления своих клиентов в свое конкурентное преимущество». В связи с этим Societe Generale «ускорит свою цифровую трансформацию для повышения качества обслуживания клиентов, будет инвестировать в новые модели, внедрять новое программное обеспечение и трансформировать свои информационные системы». В связи с этим банк намерен «адаптировать» свои операции к новым условиям путем сокращения сети отделений во Франции с 2 тыс. до 1,7 тыс. с 2018 по 2020 год, сократить центры осуществления вспомогательных операций (бэк-офис-центры) с 20 до 14. Все это приведет к сокращению 900 рабочих мест во Франции. В 2016 году банк уже объявлял о сокращении 2,55 тыс. рабочих мест, таким образом, к 2020 году в общей сложности банк сократит 3,5 тыс. рабочих мест из нынешних 23 тыс. Инвесторы с одобрением отнеслись к планам банка по стратегическим изменениям — во вторник утром котировки Societe Generale выросли в цене на 0,7%. Меры французского банка по более активному внедрению цифровых услуг и сокращению филиальной сети входят в логику изменений, которые переживает мировой банковский рынок. В конце октября о сокращении 6 тыс. рабочих мест объявил шведский банк Nordea, также объяснив это автоматизацией и инвестициями банка в развитие цифровых сервисов. Первые признаки такой трансформации банковской отрасли появились еще два года назад, когда о значительном сокращении филиальных сетей объявило сразу несколько крупных банков, таких как итальянский UniCredit, американский JP Morgan и тот же Societe Generale. В конце прошлого года британская исследовательская компания Which? подсчитала, что из-за роста популярности онлайн-банкинга в последние два года в Великобритании закрылось более 1 тыс. банковских отделений. Впрочем, некоторые эксперты не исключают, что с текущей оптимизацией банковских сетей и более активным внедрением цифровых услуг банки все равно опаздывают, особенно учитывая растущую экспансию на рынок финансовых услуг со сторон технологических компаний небанковского сектора. В конце лета Всемирный экономической форум выпустил исследование, в котором говорится, что технологические гиганты наподобие Facebook, Google и Amazon представляют для крупнейших финансовых компаний и банков больше конкурентной угрозы, чем финансово-технологические стартапы, от которых этого ждали еще несколько лет назад. А на прошлой неделе консалтинговая компания Bain & Company опубликовала результаты исследования банковской лояльности потребителей и выяснила, что большинство людей недовольны тем, как их банки внедряют современные технологии для совершения платежей и других финансовых операций. И пока банки пытаются угнаться за техническим прогрессом и запросами клиентов, многие потребители уже не против перейти на использование финансовых услуг, которые предоставляют такие высокотехнологичные компании небанковского сектора, как Alibaba, Apple или Amazon. Евгений Хвостик

Искусственный интеллект и цифровизация давят на банки
© Коммерсант