Нижегородский бизнес обозначил претензии к банкам
Проблемы, которые существуют сегодня в банковской сфере, разобрали участники бизнес-завтрака, который состоялся в Нижнем Новгороде 7 декабря. В частности, была затронута тема сокращения количества банков. В данном случае сказалась политика Центробанка РФ, проводимая в целях оптимизации банковской системы в России в целом. Центробанк предъявляет к российским банкам повышенные требования, а те, в свою очередь, всё больше контролируют финансовую деятельность клиентов, что зачастую вызывает недовольство как у представителей бизнеса, так и у физических лиц. Отказ банка в обслуживании и особенно в кредитовании сегодня уже не нонсенс, а вполне распространённая практика. Ссылаясь на 115 федеральный закон («О противодействии легализации доходов, полученных преступным путём и финансированию терроризма»), банки интересуются истинными бенефициарами бизнеса и проверяют хозяйственную деятельность клиентов – вплоть до выплаты зарплаты сотрудникам, оплаты налогов, аренды и коммунальных платежей. В случае, если у банка возникают подозрения в несоответствии указанной и фактической деятельности или если есть признаки необычных операций, банк может запросить подтверждающие документы, отказать как в проведении операции, так и в сотрудничестве (расторгнуть договор в одностороннем порядке) и даже заблокировать счет. Есть конкретные признаки фиктивной деятельности – например, отсутствие сотрудников или не соразмерные масштабу деятельности доходы. Продолжается выявление и борьба с так называемыми «обнальщиками» - теперь это явление переместилось из области юридических лиц к физическим. Чтобы вовремя выявить нарушителей, банки пристально проверяют своих клиентов. Все документы, связанные с деятельностью клиента, должны, по мнению представителей банка, правильно оформляться и по первому требованию предоставляться – это в общих интересах. По мнению другой стороны, в своем стремлении соблюсти требования ЦБ банкиры перегибают палку. По словам нижегородских предпринимателей, зачастую за проведение «сомнительных» операций банки взимают дополнительную комиссию. Это незаконно, суд в этом случае принимает сторону клиента. Представители бизнеса вообще считают, что «разбираться» с банками надо в суде, ибо только здесь реально доказать свою правоту – незаконность комиссии, невозможность собрать в срок запрашиваемые банком документы, и т.д. Кроме того, не надо забывать, что сомнительность операций клиента должен доказывать именно банк. Участникам бизнес-завтрака была предоставлена статистика, собранная порталом BankNN путем опроса нижегородских предпринимателей. Большинство респондентов (63%) выбирает банк из соображений надежности. Почти каждый пятый предприниматель ориентируется на стоимость продуктовой линейки, каждый шестой – на уровень обслуживания. Близкое знакомство с руководством или сотрудниками банка больше не играют никакой роли. Почти половина (48%) опрошенных предпринимателей признались, что в последнее время взаимодействовать с банками стало сложнее. Более 40% жалуются на бюрократизм и бумажную волокиту. 7,4% хоть раз сталкивались с блокировкой счёта. В целом нижегородские предприниматели недовольны банками, в которых обслуживаются, хотя и не видят смысла менять свой банк на другой. Если уж говорить о переходе в другой банк, то более половины – 52% опрошенных готовы это сделать из-за более выгодных тарифов. Несмотря на прозвучавшие взаимные претензии, участники бизнес-завтрака сошлись во мнении, что взаимодействия не избежать, а, значит, выполнение всех требований Центробанка – задача общая. Банки нужны бизнесу, а бизнес – банкам.