Прямые продажи в России растут, а мотивация продавцов меняется

Совокупные продажи компаний, входящих в российскую Ассоциацию прямых продаж (АПП), по итогам 2017 года могут вырасти более чем на 5% по сравнению с прошлым годом и превысить уровень в 128 миллиардов рублей, сообщила президент АПП Тамара Шокарева. "По итогам года результаты отрасли должны превысить уровень 128 миллиардов рублей", - сказала Шокарева в рамках XIII конференции "Предприниматель и потребитель - шаги навстречу". По итогам 2016 года оборот компаний прямых продаж составил 121,4 миллиарда рублей, годом ранее - 110,6 миллиарда (с учетом НДС). По словам Шокаревой, продажи компаний-членов АПП в январе-сентябре 2017 года выросли на 7% в годовом выражении - до 93,2 миллиарда рублей. Наибольшую долю среди продукции, которая реализуется методом прямых продаж, занимают средства личного ухода - 45,3% по данным членов ассоциации за девять месяцев года. В этой категории товаров более половины (56,75%) занимают косметические средства, декоративная косметика - 23,75%, парфюмерия - 19,5%. Вторая по размеру категория в прямых продажах - товары для здорового образа жизни (29%), третья - одежда и аксессуары (11,2%). Бытовая химия занимает 9,5% в прямых продажах, товары для дома - 3,1%. По данным ассоциации, весьма значительную динамику в посткризисный период показывает экспорт компаний, занимающихся прямыми продажами. Так, за девять месяцев 2017 года он вырос в 1,7 раза и достиг 12,2 миллиарда рублей. В то же время снижается импорт: если в январе-сентябре 2016 года он составил 22,7 миллиарда рублей, то за аналогичный период текущего года - 17 миллиардов (снижение на 25,1%). ИЗМЕНЕНИЕ МОТИВАЦИИ ПРОДАВЦОВ В свою очередь заведующая кафедрой стратегического маркетинга НИУ ВШЭ Ольга Третьяк представила результаты исследования "Независимые распространители - основа бизнес-модели в прямых продажах". Исследование проводится каждые три года, последний раз оно проходило в 2014 году. Опрос текущего года проводился среди распространителей членов АПП, количество респондентов - 6,5 тысячи человек. Исследование свидетельствует, что за три года в мотивации распространителей продукции произошли серьезные изменения. Так, в 2014 году люди становились независимыми распространителями из-за возможности приобретать товары по более низкой цене (65% ответов), получения дополнительного дохода (58%) и личного развития (48%). Однако первый фактор оказался на последнем месте (19% ответов) по результатам исследования текущего года. На первом же месте в этом году оказалась возможность получения профессиональных навыков (63%). Второе место в рейтинге - возможность создания собственного дела (60%), на третьем - гибкий график работы (54%). По данным компаний-членов АПП, количество независимых распространителей и лояльных покупателей индустрии прямых продаж по итогам девяти месяцев 2017 года в России составило 3,84 миллиона против 3,15 миллиона в январе-сентябре 2016 года. Львиную долю (90%) независимых распространителей составляют женщины, и только 10% - мужчины. Антон Мещеряков основана в 1996 году и объединяет крупнейшие компании РФ, специализирующиеся на производстве и продаже товаров и услуг непосредственно потребителю. В ассоциацию входят Amway, Herbalife, Mary Kay, Oriflame, Faberlic, LR Health & Beauty, Tupperware и другие компании.