Стокгольмский арбитраж поставил точку в трехлетнем споре «Газпрома» и «Нафтогаза» о поставках природного газа в Украину в 2009—2019 годах. Что примечательно, обе стороны трактовали решение суда как свою победу.
«Газпром» сообщил, что арбитры признали действующими основные положения контракта и удовлетворили большую часть требований об оплате поставленного газа.
В частности, арбитраж обязал «Нафтогаз» уплатить сумму просроченной задолженности в размере чуть более 2 млрд долларов, плюс проценты, которые набегут с момента вынесения вердикта (22.12.2017) по дату осуществления такого платежа в размере 0,03% за каждый день просрочки. Также «Нафтогаз» обязали ежегодно с 2018 года отбирать и оплачивать 5 млрд куб. м газа.
Украинская компания, в свою очередь, заявила, что арбитражный суд «полностью отклонил требования ОАО „Газпром“ по положению „бери или плати“ на сумму $56 млрд за 2009−2017 годы». В компании также сообщили, что суд уменьшил будущие обязательные закупки газа у «Газпрома» более чем в 10 раз — до тех самых 5 млрд кубометров — и это соответствует фактическими потребностями страны в импорте газа.
Компания добилась и пересмотра цены газа, полученной «Нафтогазом» во втором квартале 2014 года, гласит официальный пресс-релиз. В целом «Нафтогаз» оценивает общий положительный эффект решений арбитража более чем в 75 млрд долларов за весь срок действия контракта на поставку газа.
Мудрое решение
Решение стокгольмского арбитража вполне заслуживает определения «соломоново», считает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. «Цифра, которую в конечном итоге назвал арбитраж — разумная, нормальная цифра. И на самом деле спорить с ней сложно, потому что она подкреплена реальными пунктами договора, который можно представить, который подписан вполне уполномоченными представителями сторон, — пояснил он „Ридусу“. — Я думаю, решение неплохое с точки зрения всех, поэтому обе стороны и заявили о своей победе. Это значит, что очень мудрый судья попался».
Но вот хватит ли у сторон мудрости избежать разногласий в дальнейшем? На этот счет есть большие сомнения, поскольку очевидно, что и этот спор, и вся ситуация вокруг поставок Украине российского газа политически ангажирована. И дело не в том, какие отношения между «Газпромом» и «Нафтогазом», а в том, какие отношения между Россией и Украиной. Они по-прежнему далеки от идеала, и пока некогда братские страны, увы, продолжают расходиться все дальше и дальше друг от друга.
«Конечно, будет продолжаться конфронтация, будут опять возникать какие не юридические безумные требования со стороны Украины. Но то, что все-таки в Европе есть какая-то разумная сила, которая в состоянии вывести вот этот конфликтный процесс к какому-то общему знаменателю — это очень хорошо», — отмечает эксперт.
Европа и сама зависит от российского газа, но не всегда хорошо понимает, насколько сильна эта зависимость. Аналитик напоминает о недавней аварии на австрийском газораспределительном комплексе Баумгартен, в результате которой за один день цена на газ на этом узле выросла с 292 долларов за тысячу кубометров до 580 долларов — почти в два раза! Это лишний раз говорит о том, насколько комфортен для Европы российский газ, и насколько его относительно низкая цена важна для себестоимости всей европейской продукции.
«Можно, конечно, по политическим мотивам поддержать Украину, но кто потом поддержит тех, кто ее поддержал»? — немного язвительно замечает Танкаев.
Умирающая система
Один из способов политической поддержки Украины в газовом вопросе — препятствие в строительстве трубопроводов, альтернативных украинскому маршруту. Евросоюз активно вставляет палки в колеса таких проектов, игнорируя даже ропот собственных стран-членов из числа тех, кто особенно крепко привязан к российскому газу. Но, по сути, такой политикой европейцы сами себе роют яму.
В пылу самой острой фазы газовых конфликтов «Газпром» действительно заявлял о намерении отказаться от использования украинского транзита после 2019 года. Но эти заявления были связаны с эмоциональными всплесками, уверен эксперт.
«Эмоции не дорого стоят, когда идет бизнес, — отмечает он. — На обиженных воду возят, а „Газпром“ не относится к числу компаний, которые занимаются перевозкой воды. И не нужно его демонизировать».
Беда в том, что к концу 2019 года сама газотранспортная система Украины окончательно развалится. Такой прогноз дают европейские комиссии, которые регулярно проводят мониторинг ее состояния. Фактическую неработоспособность системы признает и правительство Украины. «Они делали об этом заявления сквозь зубы», — напоминает Танкаев.
Изначально газотранспортная система Украины имела пропускную способность в 327 млрд кубометров в год, сейчас через нее ежегодно поставляет около 80 млрд кубометров, и мощность неудержимо падает дальше. А «Северный поток — 1» просто не справится с полным объемом газа, который поставляется в Европу. Его мощность — 55 млрд кубометров в год.
Без надежды
Украинская газотранспортная система финансируется всего на 10% от того, что реально необходимо. Не выполняются ни регламентные, ни ремонтные работы. И, конечно, в этой ситуации она катастрофически быстро разрушается. Поэтому вопрос не в том, захочет ли «Газпром» пользоваться украинским транзитом, а в том, что пользоваться будет просто нечем.
«Эта система нежизнеспособна. Там стоят такие компрессорные станции, которым место только в музее материальной культуры. Для этих монстров уже десятилетия не производит запасных систем. Их можно наделать своими руками в мастерских, конечно. Ну, ресурс у них не будет правильный, все равно как-то это можно поддерживать. Но постепенно это все становится абсолютно неработоспособным», — рассуждает эксперт.
Может быть, за пару оставшихся лет найдется безумец, который вложит в эту умирающую систему 6 млрд евро, необходимые, чтобы ее оживить. Но пока такого безумца не просматривается.
В текущем году украинская сторона попыталась приобрести современные компрессорные станции у компании Siemens. Компания Siemens подумала и отказалась. Вслед за ней отказалась и американская компания General Electric. Все же понимают, что Украина находится в состоянии дефолта, платить ей нечем и ясно, что платить она просто не будет. А бесплатно обслуживать такую систему невозможно.