Инвесторы могли бы вложить в концессионные облигации до 400 млрд рублей
Рынок концессионных облигаций пока невелик – 75 млрд руб., или всего 2,3% корпоративных бумаг, выпущенных в России, но у него большой потенциал для роста, говорится в исследовании InfraOne. Это одна из немногих возможностей для пенсионных фондов, страховщиков и банков вкладывать вдолгую – на таких облигациях инвестор зарабатывает в среднем 2,5–4% годовых, пишут аналитики. Инвесторы могли бы потратить на концессионные облигации и схожие с ними бонды до 400 млрд руб. – 17–20% средств, которые потенциально могут быть вложены в инфраструктуру. Банки, НПФ и страховые компании управляют более чем 80 трлн руб., как минимум 5–10% они могут инвестировать на срок более пяти лет, поясняет аналитик InfraOne Александра Галактионова. В 2016 г. было выпущено концессионных облигаций на 17,5 млрд руб., но в 2017 г. – всего на 9,7 млрд, спрос вырос, однако рынок замер, свидетельствуют данные Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру. С учетом погашений рынок увеличился почти на 30 млрд руб. в 2015 г., после чего рост замедлился. Но к концу 2018 г. он может достичь 110–120 млрд руб., прогнозирует InfraOne. Один лишь проект железной дороги Кызыл – Курагино предполагает выпуск облигаций на 134,6 млрд руб., сообщали источники «Ведомостей». Однако большинство выпусков облигаций были не рыночными, а кэптивными – их выкупают связанные с эмитентом структуры. Из 10 эмитентов концессионных бондов в обращении минимум семь связаны с УК «Лидер» (получить ее комментарии не удалось), пишут аналитики, как и выкупающие их НПФ. К примеру, ЗАО «Лидер» купило облигации «Главной дороги» (строит участок трассы М1 «Беларусь» и обход Одинцова) минимум на 5 млрд руб., следует из аналитики. Это стандартная ситуация – например, первый выпуск облигаций «Магистрали двух столиц» (в консорциум вошли Vinci и «ВТБ капитал») на 7,5 млрд руб. покупал НПФ «ВТБ пенсионный фонд». Когда «продавцы» и «покупатели» бумаг договариваются об условиях заранее, премия отличается от рыночной, другим эмитентам трудно привлечь деньги на рыночных условиях, пишут аналитики. Интерес к концессионным облигациям есть, говорят опрошенные банкиры. Экономика стабилизировалась, можно инвестировать на 5–10 лет, отмечает исполнительный директор управления проектного финансирования Совкомбанка Сергей Кадук. Но чтобы в концессионные облигации стали активнее вкладывать независимые инвесторы, нужно снизить их риски. Главные риски возникают на инвестиционной, строительной фазе, рассказывает Кадук: отдельному НПФ не по силам их контролировать. Инвесторам хотелось бы, чтобы государство брало на себя строительные риски, предоставляя гарантии, но таких проектов мало, продолжает он. Решить проблему должен был механизм инфраструктурной ипотеки – ее проект предусматривает создание фонда гарантий до 300 млрд руб. Но пока механизм не ясен, говорит Кадук. Чтобы НПФ и страховщики были заинтересованы вкладывать в концессионные облигации, нужно выпускать их на этапе эксплуатации, после окончания стройки – риски значительно ниже, говорит партнер EY Алина Заборовская. Происходит рефинансирование более дорогих кредитов через выпуск облигаций, рассказывает она, но в России такая практика не распространена. Чтобы избавиться от кэптивности облигаций и сделать их востребованными рынком, было бы неплохо сделать несколько стандартных выпусков облигаций с разными профилями рисков, предлагает вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов: стандартизация проспектов эмиссий сделает простой процедуру оценки проектов управляющими компаниями, даст им ликвидность, позволит создать полноценный рынок инфраструктурных проектов.