Александр Зиновьев: «Роль господдержки трудно переоценить»

Какие новые тенденции проявились в 2017 г.? Главная – впервые за 5 лет рынок наконец-то начал расти. Кроме того, увеличился экспорт автомобилей отечественной сборки в Европу. Россияне стали больше покупать кроссоверов, в отдельных регионах вырос премиальный сегмент. Рост рынка – это тенденция или краткосрочный эффект отложенного спроса? Главной причиной роста продаж, пожалуй, действительно является отложенный спрос, а также появление нескольких новых программ господдержки авторынка – «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Они оказались настолько востребованы, что выделенные на эти программы из федерального бюджета средства закончились за четыре месяца вместо предполагаемых шести. В целом роль господдержки трудно переоценить – до 55% автомобилей, проданных в России в 2017-м, были реализованы по различным программам льготного кредитования. Какие сегменты рынка чувствовали себя лучше остальных? В выигрыше массовый сегмент: свыше половины продаж (54%) приходится на долю машин стоимостью менее 1 млн рублей. Около трети (32%) объема рынка на счету моделей за 1-2 млн рублей, и примерно 10% – у автомобилей с ценником 2-4 млн рублей. Средневзвешенная стоимость новой легковушки в России за 9 месяцев 2017 г. составила 1,33 млн рублей, что всего на 1,5% больше, чем в 2016-м (1,31 млн рублей). Продолжил сокращаться premium-сегмент. Продажи в нем и дальше пойдут вниз? Сокращался он далеко не во всех регионах. Мы не считаем, что в дальнейшем рынок ждет резкое сокращение премиального сегмента, так же как и его существенный рост. Основным спросом продолжат пользоваться модели массового сегмента, на которые распространяются программы господдержки, т.е. автомобили стоимостью до 1,5 млн рублей. Что ждет рынок и дилерскую сеть в 2018 г. после возможного повышения утилизационного сбора, а также налоговой нагрузки на бизнес и физлиц? Мы не прогнозируем падения продаж и при таком сценарии, поскольку принят ряд стимулирующих мер. Так, продлено действие программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Более того, по нашему мнению, в 2018 г. при улучшении макроэкономических показателей (росте стоимости нефти, стабилизации курса рубля), как это происходило и в 2017-м, авторынок продолжит восстановление и покажет рост на уровне 13-15%. Это поможет стабилизации дилерской сети, а значит, число банкротств в нашем бизнесе, как минимум, сократится. Ситуация скорее опасна для региональных дилеров, поскольку там рост цен на автомобили действительно может привести к тому, что покупатели будут приобретать преимущественно модели массового сегмента, а не премиум, что поставит под угрозу бизнес локальных компаний.

Александр Зиновьев: «Роль господдержки трудно переоценить»
© Автомобили