Российские банки получили право не выдавать деньги подозрительным клиентам
Россиянин Сергей Будников в 2015 году перевел со своего счета в «Сити Инвест банке» на счет в «Сбербанке» 56 млн рублей и захотел тут же получить средств наличными. В банке отказали, поэтому клиент решил разложить сумму на несколько срочных вкладов в том же «Сбербанке». Сейчас, по окончании срока вкладов, Будников вновь решил получить средства, но опять наткнулся на отказ со стороны банка. Клиент обратился в суд, чтобы потребовать от «Сбербанка» вернуть ему сумму вклада, проценты, а также неустойку. Издание отмечает, что суды всех инстанций поддержали позицию «Сбербанка», которые отказывается выдавать средства без документов, которые смогут опровергнуть сомнительное происхождение денежных средств. «Сбербанк» настаивает, что «нормы права» не обязывают кредитные организации выдавать деньги только в той форме, в которой запрашивает клиент. Банк может выдать средства как наличным, так и безналичным способом. Коллегия Верховного суда поддержала такую позицию. Сотрудник банка топ-10 отмечает, что для обналичивания денег важна скорость, а когда клиенты замораживает деньги на почти три года, тогда речь не идет об обнале. По его мнению, «Сбербанк» проявил излишний формальный подход. Он также обратил внимание, что перевод средств в другой банк не является разной заменой выдачи средств в наличной форме, так как при переводе взимается комиссия. В «Сбербанке» подтверждают, что тарифы предполагают комиссию за такую транзакцию до 2% от суммы перевода (в случае Будникова речь идет о сумме до 1,12 млн рублей). Опрошенные изданием эксперты полагают, что суд создал опасный прецедент. По их мнению, банки с проблемой в ликвидности могут удерживать средства клиентов, в том числе добросовестных, по надуманным основаниям. Директор департамента правового обеспечения ХКФ-банка Александр Гонтаренко в таких случаях советует клиентам полностью прекращать отношения с кредитной организацией. Тогда банк будет вынужден закрыть счет и выдать средства наличными или переводом, однако тут банк не сможет навязывать бывшему клиенту способ получения средств. Гонтаренко также добавляет, что с большой вероятностью потом клиент может попасть в черный список отказников и будет ограничен в получении банковских услуг в целом.