S&P улучшило прогноз по рейтингам «ТрансФин-М» до «позитивного»

Рейтинговое агентство S&P Global Ratings изменило прогноз по рейтингам ПАО «ТрансФин-М» со «стабильного» на «позитивный». Долгосрочный и краткосрочный кредитные рейтинги эмитента подтверждены на уровне «B/B». Как поясняется в релизе S&P, пересмотр прогноза отражает мнение агентства о том, что лизинговая компания смогла продемонстрировать устойчивые показатели операционной деятельности на протяжении всего бизнес-цикла, справившись с неблагоприятной ситуацией в экономике и укрепив свои рыночные позиции, а также поддерживая высокое качество лизингового портфеля. В частности, аналитики позитивно оценивают низкий уровень кредитных потерь «ТрансФин-М» на протяжении бизнес-цикла, незначительный объем проблемных активов, быструю передачу активов, на которые обращено взыскание, обратно в лизинг, способность генерировать капитал за счет внутренних источников и готовность акционера предоставлять капитал для поддержания роста бизнеса компании. Эксперты отмечают, что качество активов «ТрансФин-М» существенно улучшилось с 2014-го и в последние два года превышает средние показатели сопоставимых компаний. По оценкам агентства, объем просроченной задолженности по лизинговым контрактам составил около 0,1% портфеля компании (брутто) по состоянию на конец 2017 года. Расходы «ТрансФин-М» на формирование резервов были исторически низкими и оставались стабильными в последние пять лет (около 1,4% лизингового портфеля), не повышаясь даже в сложные периоды 2014 и 2015 годов. Компания сумела найти эффективный способ передачи в лизинг активов, на которые обращено взыскание, другим лизингополучателям. Этому способствовали диверсифицированная клиентская база, большой опыт ведения деятельности в секторе и существенная рыночная доля «ТрансФин-М». Вместе с тем S&P по-прежнему отмечает высокую концентрацию лизингового портфеля «ТрансФин-М»: по состоянию на 30 сентября 2017 года на железнодорожные компании приходилось около 83% портфеля, а на долю 20 крупнейших клиентов — около 90%. Компания планирует постепенно диверсифицировать свой бизнес, однако агентство полагает, что концентрация на железнодорожном секторе сохранится. В то же время аналитики отмечают, что риски концентрации частично компенсируются хорошим пониманием компанией специфики железнодорожного сектора, сформировавшимся за длительное время. Кроме того, благоприятное влияние на «ТрансФин-М» оказывает готовность акционера оказывать компании поддержку в форме капитала. В 2017-м компания конвертировала в собственный капитал первый выпуск в рамках программы размещения облигаций, конвертируемых в акции (3 млрд рублей), и получила вливание в капитал в соответствующем размере. S&P ожидает, что благодаря конвертации оставшихся облигаций, которые были выпущены в 2015—2016 годах и держателем которых является собственник компании, основной капитал увеличится еще на 7 млрд рублей к концу 2019 года. По мнению рейтингового агентства, право досрочной конвертации облигаций обеспечивает компании способность абсорбировать убытки (при условии соблюдения принципа непрерывности деятельности). До того как оставшаяся часть облигаций будет конвертирована, S&P включает ее в расчет совокупного скорректированного капитала в объеме, не превышающем 33% консолидированного скорректированного собственного капитала. Как следствие, агентство прогнозирует, что коэффициент капитала, скорректированного с учетом рисков, будет составлять 7,3—7,5% в ближайшие 12—18 месяцев и обусловит пересмотр оценки показателей капитализации и прибыльности компании с «умеренных» на «адекватные». Эта оценка также поддерживается высокой операционной эффективностью компании и стабильностью чистой прибыли — около 1,8% средних активов в последние пять лет. По мнению агентства, база капитала «ТрансФин-М» будет достаточна для поддержания умеренного роста лизингового портфеля в ближайшие 12—18 месяцев — на уровне 10—12% в год, что соответствует среднерыночным показателям, причем показатель чистой процентной маржи будет близок к текущему уровню — около 5%. Ожидаемые темпы роста рассчитаны с учетом восстановления в секторе перевозок и повышения арендной платы за пользование подвижными составами разных типов. В то же время аналитики прогнозируют, что качество портфеля компании не ухудшится, принимая во внимание перспективы роста бизнеса, опыт и квалификацию менеджмента, а также взвешенный подход к принятию рисков на протяжении цикла. В связи с этим прогнозируемые потери «ТрансФин-М» по кредитам не превысят 1,5% средних чистых инвестиций, а проблемные лизинговые активы останутся на уровне менее 1% портфеля. В последние четыре года коэффициент стабильного финансирования превышал 80%, а в середине 2017 года составил 77%. В то же время S&P отмечает, что компания соблюдает баланс по срокам востребования и погашения активов и обязательств, эффективно управляя разрывами ликвидности. По мнению аналитиков, «ТрансФин-М» генерирует достаточный денежный поток, позволяющий покрывать процентные платежи и другие расходы на ежемесячной основе. Анализ денежного потока показывает, что ежемесячные выплаты компании покрываются ликвидными средствами на годовом горизонте прогнозирования как минимум в два раза. Также агентство учитывает доступность для компании поддержки в форме ликвидности со стороны акционеров. Включение в долгосрочный кредитный рейтинг компании одной дополнительной ступени отражает существенное позитивное влияние, связанное с текущей структурой собственности «ТрансФин-М», в сравнении с сопоставимыми компаниями, не имеющими акционеров, готовых оказывать им поддержку. Этим обусловлены более высокие в структурном отношении показатели «ТрансФин-М», прежде всего большая предсказуемость и устойчивость профиля бизнес-рисков и профиля финансовых рисков, особенно в стрессовой финансовой ситуации. «Позитивный» прогноз отражает ожидания аналитиков, что в ближайшие 12 месяцев «ТрансФин-М» продолжит генерировать стабильную прибыль и демонстрировать более низкий уровень убытков в рамках лизингового портфеля в сравнении с сопоставимыми компаниями, поддерживая устойчивую рыночную позицию.