Ещё

Деньги из «Матрицы». Стоит ли инвестировать в виртуальную реальность 

Разработки в сфере виртуальной реальности (VR) — это мощный тренд на рынке IT. Компании, занимающиеся VR/AR технологиями, активно растут, повышая инвестиционную привлекательность этой индустрии. Тем не менее на повестке дня остается вопрос: можно ли выгодно капитализировать эту сферу? Ответ на него неоднозначен: финансируя развитие передовых технологий, инвесторам нужно просчитывать свои действия на несколько шагов вперед, ведь настоящий расцвет этого рынка еще впереди.
Виртуальные вложения
Согласно недавно опубликованному докладу исследовательской Markit, в 2017 году рынок контента и приложений виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности вырос на 72% до $3,2 млрд Конечно, в значительной мере этот рост обеспечен именно AR-технологиями, которые проще использовать на обычных современных смартфонах.
Тем не менее и рынок VR-гаджетов также растет. В 2017 году было продано 28 млн шлемов и очков виртуальной реальности на $2,4 млн, а уже к 2021 году, по прогнозам IHS Markit, будет продано 75,7 млн гаджетов, а выручка от их продажи составит около $5,9 млрд
Интерес инвесторов к компаниям, работающим в этой сфере, растет. По подсчетам Digi-Capital, в 2017 году инвестиции в сферу виртуальной и дополненной реальности превысили $3 млрд Стартап Improbable, разрабатывающий программное обеспечение для создания виртуальных миров, в мае прошлого года привлек $500 млн от японского конгломерата Softbank, а компания Unity, разрабатывающая ПО для игр на основе VR, получила от инвесторов $200 млн По данным Digi-Capital, за первый квартал 2018 года этот сегмент рынка уже привлек $750 млн Среди недавних примеров финансирования — получение $7,6 млн стартапом vTime, создавшим первую мобильную VR-соцсеть. В марте IPO провела компания VR Education, разрабатывающая образовательные проекты. Она привлекла €6,75 млн О перспективности этой сферы говорит и тот факт, что в нее довольно активно вкладываются мировые интернет-гиганты. Весьма заметна на этом рынке компания Facebook. Еще в 2010 году она купила разработчика софта для виртуальной реальности Oculus, заплатив за него $2,1 млрд С тех пор Facebook приобрел еще 11 компаний, занимающихся виртуальной и дополненной реальностью.
Активно инвестируют в этот сегмент и российские компании. В феврале компания Devar, разработчик в сфере дополненной реальности, получила $3 млн от инвестфонда LETA Capital. В январе компании Wargaming (разработчик World of Tanks) и VRTech вложили $16 млн в Neurogaming — совместное предприятие, разрабатывающее игры в виртуальной реальности.
Как отмечает , основатель компании Omega-R, работающей в сфере VR, в виртуальную реальность активно инвестируют такие компании как  и . Например, в «Сбербанке» виртуальная реальность рассматривается как одно из десяти приоритетных инновационных направлений, а для внедрения технологии VR в банке создана отдельная лаборатория.
Проблемы и препятствия
Основной фактор, сдерживающий рост VR-рынка, — это отсутствие массового и бюджетного продукта, отмечает партнер инвестфонда LETA Capital . С ним согласен и глава компании ARProduction Александр Астров, разрабатывающей проекты в сфере виртуальной и дополненной реальности.
«Этот процесс постоянно движется вперед, в ближайшие годы качество VR-шлемов повысится, а их стоимость снизится, многие глобальные игроки работают целенаправленно в этом направлении», — говорит он. Пока на рынке есть несколько очков виртуальной реальности, — пожалуй, самым известным брендом является Oculus Rift. Другие примеры — HTC Vive, PlayStation VR, Samsung Gear VR.
О том, что вопрос доступности продукта является сверхактуальным, свидетельствует тот факт, что компании, работающие над решением этой проблемы, привлекают серьезное финансирование. Фирма Magic Leap, занимающаяся разработкой VR-очков, в октябре прошлого года привлекла инвестиции на $500 млн, ранее в нее инвестировали еще $1,3 млрд
При этом, по мнению генерального директора платформы Neurogaming и руководителя развлекательного направления компании VRTech Group , в долгосрочной перспективе наиболее интересным направлением станет не производство гаджетов, а создание контента.
«Контент — король виртуальной реальности. Чем он качественнее, тем больше перспектив у компании. Контент для виртуальной реальности будет совершенствоваться благодаря играм», — считает он.
Еще один недостаток рынка VR — это слабость бизнес-моделей. Несмотря на активное развитие технологий, на прибыль пока выходит лишь незначительное число стартапов, занимающихся виртуальной реальностью.
«Проблема большинства компаний на основе VR в том, что технология превалирует над бизнесом. Не так много компаний, которые научились монетизировать многообещающие, но одновременно сложные VR-технологии. По этой причине, несмотря на большое предложение на рынке, не так много компаний получают инвестиции», — считает управляющий партнер венчурного фонда Genesis Technology Capital . По его мнению, это касается не только российского рынка, но и  и .
Скептицизм российских инвесторов отчасти разделяют их зарубежные коллеги. «Я думаю, что истинная проблема — это практичность, — полагает президент американской инвестиционной компании Pine Street Properties . — Применение VR в деловой коммуникации требует программного обеспечения и оборудования, в то время как есть простой и дешевый Skype. А рынок игр насыщен: Sony Playstation и  Xbox — основные конкуренты инновационных игр, и они не хотели бы допустить успеха VR-технологий в игровой индустрии».
Еще одна сложность инвестирования в компании, занимающиеся технологиями виртуальной реальности, состоит в том, что это в значительной мере инвестиции на перспективу. Как отмечает Топоров, российских инвесторов отталкивает тот факт, что настоящий расцвет этой сферы может произойти лишь через 7-10 лет, а это непривычно длинный горизонт планирования для .
Перспективные направления
Согласно прогнозу инвестиционного банка Goldman Sachs, к 2025 году объем рынка виртуальной и дополненной реальности составит от $80 млрд до $110 млрд Основные сферы, в которых идет активное развитие VR-технологий, — развлекательный сектор и образование.
«VR-технологии должны сработать в индустрии развлечений, — считает Джеймс Мартин. — Если бы я сделал ставку на VR, то это был бы проект от таких фирм как , Prime или Hulu. Эти компании имеют отличные возможности для внедрения новой технологии. Они хорошо капитализируют, имеют опыт внедрения серьезных инноваций и умеют держать риски под контролем. Они привлекают лучшие таланты. Готов спорить, что уже сейчас они работают над внедрением VR».
По словам сооснователя компании VR Concept Дениса Захаркина, развитие VR в индустрии образования выглядит не менее перспективным, поскольку рынок онлайн-образования требует большого количества контента.
Одно из наиболее успешных направлений на рынке образовательных VR-технологий — тренажеры, применяемые компаниями для обучения сотрудников. У корпораций, в отличие от частных лиц, есть средства на закупку относительно дорогого оборудования, к тому же такие способы обучения хорошо зарекомендовали себя в самых разных сферах.
Среди примеров— моделирование в виртуальной реальности пространства нефтяной платформы, с помощью которого сотрудники могут учиться работать на ней без выезда на реальную платформу. Также распространены тренажеры-авиасимуляторы для подготовки пилотов.
Российский корпоративный сектор в целом с интересом относится к применению VR-технологий. По итогам опроса, проведенного и MOMRI в прошлом году среди несколько сотен топ-менеджеров из 200 крупных компаний, 24% респондентов заявили, что в их компаниях уже внедрены или планируется внедрение технологии виртуальной реальности.
Как инвестировать в VR Беспроигрышный вариант инвестиций в виртуальную реальность — акции публичных компаний, сходятся во мнении опрошенные эксперты. Прежде всего, это тройка лидеров IT-индустрии: Microsoft (тикер — MSFT), Facebook (FB), (GOOGL и GOOG). Эти корпорации уже более пяти лет ведут разработки в сфере VR, имеют первые позитивные результаты, близки к выпуску массовых доступных продуктов, устойчивы и умеют не только внедрять инновации, но и управлять рисками.
Второй эшелон бумаг, на которые стоит обратить внимание инвестору — Sony Corp. (SNE) и  (SMSN). Обе компании имеют огромный потенциал развития и собственные разработки в сфере VR.
Из небольших, но перспективных игроков эксперты рекомендуют присмотреться к итальянской Luxottica Group SpA (LUX) и трем американским компаниям — Kopin Corporation (KOPN), Activision Blizzard Inc (ATVI), Electronic Arts Inc (EA). Первые две успешно разрабатывают VR-гаджеты, третья компания заметна на рынке VR-игр.
В целом при инвестициях в компании, занимающиеся виртуальной реальностью, надо отдавать себе отчет в том, что горизонт таких вложений составляет 5-10 лет, поэтому не стоит ждать быстрого возврата средств.
Видео дня. В России растет спрос на загородную недвижимость
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео