Америка наказывает своих

Жертвами новых санкций США станут работающие в России компании с американским капиталом. Таковых в РФ около трёх тысяч, на них занято порядка 180 тысяч человек, а совокупные активы составляют примерно $75 млрд. Проще говоря, администрация президента Дональда Трампа своими «новыми рестрикциями» подставляет собственных граждан, бьёт по столпам американского бизнеса, которые прекрасно себя чувствуют в России и совершенно не стремятся её покидать. В этом суть предупреждения посла РФ в Вашингтоне Анатолия Антонова, адресованного Белому дому.

США антироссийскими санкциями наказывают свой бизнес
© globallookpress.com

По словам дипломата, Россия выдержит давление, а вот американские компании рискуют потерять значительные доходы, уступив позиции на её рынке. Антонов заметил, что на майском Петербургском международном экономическом форуме самой многочисленной была делегация из США — 550 человек. Представительная команда американского бизнеса посетила на днях и Восточный экономический форум во Владивостоке, сообщил он.

История присутствия

Корпорации из США, конечно же, не разделяют ни санкционных, ни каких-либо иных карательных устремлений Белого дома, Госдепартамента и Конгресса в отношении Москвы. Такие гиганты, как Procter & Gamble, Mars, Apple, McDonald’s, Cargill, Ford Motor, Johnson & Johnson, General Electric продолжают и сегодня продвигать свои товары на российском рынке, невзирая на определённые препоны. У них своя история взаимоотношений с Россией. Концерн PepsiCo пришёл сюда ещё в эпоху советского генсека Леонида Брежнева — в 1974 году, когда открыл свой первый завод в Новороссийске. На протяжении десятилетий работает в стране и Boeing, в 2007 году сообщивший о планах инвестировать в РФ в следующие 30 лет $27 млрд. В июле 2015-го было подписано соглашение о совместных проектах НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) между отечественным производителем титана «ВСМПО-Ависма», Boeing и Уральским федеральным университетом.

Конечно, из-за введения секторальных санкций в 2014 году общая выручка американских компаний снизилась. Концерн General Motors и вовсе покинул российский автопром в 2015-м: к концу лета было прекращено контрактное производство автомобилей Chevrolet Aveo на ГАЗе в Нижнем Новгороде. Впрочем, справедливости ради заметим, что GM интегрировался с российской производственной структурой не так тесно, как, скажем, Volkswagen или Hyundai. В марте 2016 года глава GM в Европе Карл-Томас Нойманн пояснил, что компания не имеет желания постоянно терпеть затраты, которые не могут окупиться из-за неблагоприятной ситуации на рынке. По некоторым данным, потери автоконцерна от ухода из России составили $443 млн.

Ещё раньше, в сентябре 2014-го Россию покинула американская инвестиционная фирма Blackstone, сделав это за два месяца до того, как рубль подешевел вдвое — с 35 до 75 рублей за доллар. Но всего лишь спустя три года дочерние подразделения J.P. Morgan и Goldman Sachs вошли в тройку ведущих инвестиционных банков в РФ. Их отделения в Москве в 2017 году возглавили список лидеров по сделкам, касающимся предложений ценных бумаг, облигационных займов и кредитов.

Ждать осталось недолго

Очередной пакет антироссийских санкций, анонсированный Госдепом, предусматривает, в частности, запрет на выдачу лицензий на поставки американского оружия госкомпаниям РФ. Исключение сделано в отношении двустороннего сотрудничества в космосе. Ещё одним пунктом станет запрет на «предоставление кредитов, кредитных гарантий или других мер финансовой поддержки» любыми государственными ведомствами и структурами США. Кроме того, решено запретить экспорт в Россию товаров и технологий, которые контролируются американскими регуляторами по разделу «Национальная безопасность» (например, авионика, подводные аппараты, газовые турбины, калибровочное оборудование).

Новая волна санкций должна последовать в 20-х числах ноября 2018 года. Как именно она скажется на состоянии и самочувствии работающих в РФ американских корпораций, какие конкретно потери они понесут, пока можно только гадать. До часа Х осталось немногим более двух месяцев.

Константин Блохин, эксперт Центра исследования проблем безопасности РАН:

России рано или поздно придётся отвечать на эту санкционную вендетту. Понятно, что наше правительство пытается до последнего держать открытым окно возможностей по нормализации отношений в США. Но американцы инициировали против нас уже больше 50-ти пакетов этих санкций. Санкции носят долгосрочный характер, их отмена в скором времени практически невозможна. Они нацелены на изменение вектора нашего внешнеполитического курса. Полагаю, что такая политика будет только усиливаться, и нам придётся отвечать, но мы будем отвечать сдержанно и хладнокровно. Россия остаётся лакомым куском для американских транснациональных корпораций: Coca-Cola, MacDonald’s, Apple, автомобильных гигантов. Понятно, что в условиях нашего ответа ущерб им будет нанесён. Россия не будет вредить сама себе — например, мы понимаем зависимость американцев от российского титана, от двигателей для Boeing. Но если мы запретим торговлю с США, то мы сами себе нанесём вред. А в сфере общепита и технологий мы можем ответить США без ущерба для себя, поскольку и у Coca-Cola, и у MacDonald’s, и у Apple есть достойные конкуренты как на российском, так и на азиатском рынке.