Попавший под санкции машиностроительный холдинг «Русские машины» Олега Дерипаски получит преференции при госзакупках автомобильной техники. Об этом говорится в проекте постановления правительства, подготовленном Минпромторгом.
Документ содержит перечень транспортных средств, при закупке которых регионы и муниципалитеты обязаны отдавать приоритет компаниям из специального перечня. В него входят 11 предприятий «Русских машин», включая ГАЗ, Павловский и Ликинский автобусные заводы и автозавод «Урал». Речь идет о такой продукции, как автобусы, в том числе школьные, грузовики, машины скорой помощи, коммунальная и специальная техника. Так ли уж пострадали от санкций «Русские машины», чтобы им помогать? Тем более что санкции с Дерипаски частично сняли. Комментирует начальник аналитического департамента УК «БК Сбережения» Сергей Суверов:
Сергей Суверов, старший аналитик БКС
«Действительно, «Русские машины», все-таки можно сказать, серьезно пострадали от санкций. Они могут потерять значительную часть европейских поставщиков и партнеров по совместным предприятиям, что может негативно сказаться и на производственных планах, а главное, на планах по наращиванию экспорта группой «Русские машины», о чем они неоднократно говорили. Но все-таки, с другой стороны, предложения Минпрома не могут в корне улучшить ситуацию. Кроме того, есть риск создания нечестной конкуренции на российском автомобильном рынке, поэтому, наверное, нужно помогать. Но все-таки самая действенная помощь — добиваться более жесткого снятия санкций, под которые попали «Русские машины». Смягчение санкций немножко им помогло, но эта ситуация в целом пока еще остается достаточно серьезной. У Дерипаски достаточно большие лоббистские возможности, и государство, в первую очередь, помогает компаниям Дерипаски, что, наверное, влечет за собой последствия: другие олигархи, которые попали под санкции, будут тоже требовать специальных мер поддержки. Но пока действительно складывается впечатление, что в основном господдержка оказывается Дерипаске».
Смогут ли преференции при госзакупках автотехники помочь «Русским машинам»? Отвечает советник по макроэкономике гендиректора компании «Открытие-брокер» Сергей Хестанов:
Сергей Хестанов, советник по макроэкономике генерального директора компании «Открытие-брокер»
«Муниципальный заказ в последние годы является довольно значимым для российских машиностроителей, поэтому в любом случае эта мера окажет заметную поддержку. Соответственно, то, насколько эта поддержка ценна будет определяться тем, какими средствами будет располагать муниципалитет. Дело в том, что сами госзакупки сильно зависят от того, сколько средств бюджета на это выделяется. То есть в тучные годы средств выделялось довольно много. Соответственно, госзакупки автотехники были значительными. Наоборот, в скудные годы закупки резко снижались. Сейчас всем придется затянуть пояса, а вот насколько, мы узнаем только постфактум».
В Минпромторге уже заявили, что господдержка попавших под санкции «Русских машин» не снизит долю остальных автопроизводителей на российском рынке.