Войти в почту

Метанол опьянил Южилина

Бывший депутат Госдумы, бизнесмен Виталий Южилин решил заняться переработкой природного газа в метанол — этот спирт используется в производстве многих химических соединений, например, для изготовления полимеров, компонентов для производства высокооктановых бензинов. Производство этого продукта сулит хороший доход — мировой спрос на метанол стремительно нарастает за счет Китая и цены растут. Близость к порту обеспечит компании Южилина конкурентные преимущества перед другими российскими производителями метанола, мощности которых задействованы почти полностью. Предприятие Южилина может стать крупнейшим экспортером метанола в России, его запуск позволит нарастить поставки за границу почти вдвое. За десять месяцев 2018-го из страны вывезено 1,7 млн тонн метанола на $662 млн. Проект пошел Входящее в инвестгруппу «Индига» Виталия Южилина ООО «Русхимком» (РХК) начало проектирование завода по производству метанола в промзоне «Алексеевская». «Они заключили в конце прошлого года контракт на проектирование завода, по-моему, с «ЛенНИИхиммашем», — рассказал МГ источник в отрасли. Проектировщик на запрос МГ не ответил. Проект предусматривает строительство завода по производству 1,75 млн тонн метанола в год, метанолопровод протяженностью 48 км и отгрузочный терминал в морском порту Усть-Луга. Предполагается, что продукция будет экспортироваться в Европу и Китай. Прогнозируемая выручка €727 млн в год. Объем капитальных затрат в проект оценивается в €1 млрд, говорится в презентации РХК. Запуск производства намечен на конец 2023 года. РХК уже заключил с ООО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» договор поставки 1,7 млрд. м3 газа в год до 2032 года, говорится в материалах компании, ведется работа с ПАО «Газпром» по получению техусловий на подключение к газотранспортной системе. Ближайший конкурент Еще один завод по переработке природного газа в метанол мощностью 1,7 млн тонн в год в окрестностях порта Усть-Луга строит ООО «Балтийская газохимическая компания» (БГХК). Соглашения о строительстве завода и терминала на минувшем экономическом форуме в Петербурге подписали Российский фонд прямых инвестиций, японская торговая компания Marubeni Corporation, (БГХК) и ООО «Инваста Капитал» сооснователь и руководитель которой Александр Плигин, предположительно сын Владимира Плигина — экс-депутат Госдумы от «Единой России». Глава компании Григорий Омельченко ранее оценивал инвестиции в проект в $1,5 млрд. Завершить проектирование и начать строительство планируется в первом квартале 2020 года, а запустить производство — в 2023 году. В проектирование компания рассчитывает вложить собственные деньги, а затем привлечь заемные средства. Предполагается, что продажей метанола на внешних рынках займется Marubeni Corporation. «Об этом проекте мы слышим очень давно, но пока никаких движений не видно, — пояснили в ОАО «Компания Усть-Луга», которая развивает промышленную зону, примыкающую к порту. — Главная загвоздка в газе. Развитие переработки газа в припортовой зоне возможно только после запуска «Северного потока-2», а реализация этого проекта сейчас зависит от политических решений». Экспортный потенциал Вольфганг Зойзер, управляющий директор по Европе консалтинговой компании Methanol Market Services Asia, что мировой рынок метанола ежегодно будет нарастать на 5,5% и к 2027 году достигнет отметки 135 млн тонн. Основной прирост спроса дает Китай за счет увеличения производства полимеров и топлива. Внутреннее производство метанола в Поднебесной не покрывает внутренние потребности, дефицит компенсируется импортом. Высокий спрос подталкивает вверх цены на спирт. За прошлый год экспортные цены на метанол выросли на 16%, до $392 за тонну. В России ситуация обратная: производство метанола (4,1 млн тонн) с лихвой покрывает внутреннее потребление (2,4 млн тонн), которое почти не растет. Излишки экспортируются. Растущий спрос на внешнем рынке позволяет крупнейшим производителям наращивать обороты — пермское ПАО «Метафракс», томское ООО «Сибметахим», ОАО «Щекионоазот» из Тульской области и самарское ООО «Томет» обеспечивают 95% российского экспорта метанола или 1,6 млн тонн. От контейнеров к спирту Виталий Южилин прославился как бизнесмен во времена губернаторства Валентины Матвиенко. В тот период при поддержке городской администрации Южилин и его деловой партнер Андрей Кобзарь затеяли в Петербурге и Ленобласти несколько крупных инвестиционных проектов: построили новый пассажирский морской порт в Петербурге, а также новый контейнерный терминал в Усть-Луге. После ухода Матвиенко закрылся крупный инфраструктурный проект по прокладке тоннеля под Невой — «Орловский тоннель», его не получилось построить рядом с морским портом еще и речной порт. В сентябре 2013 года Виталий Южилин и его деловой партнер Андрей Кобзарь продали принадлежащую им «Национальную контейнерную компанию» (НКК) Global Ports Investments PLC за $291 млн. НКК — второй по величине оператор контейнерных терминалов в России и странах СНГ. Ключевые активы компании расположены на Балтике — ЗАО «Первый контейнерный терминал» в Большом порту Петербурга (крупнейший в городе) и ОАО «Усть-Лужский контейнерный терминал». Также НКК принадлежит Контейнерный терминал Ильичевск в украинском порту Ильичевск. Годовая мощность морских терминалов группы НКК по перевалке контейнеров составляла около 1,7 млн TEU (20-футовый контейнер).

Метанол опьянил Южилина
© МетаГазета