Ещё

Пирамида лжи: как разваливалась МММ 

Фото: ТАСС
Финансовая пирамида МММ, за полгода увеличившая стоимость своих акций в 100 раз и привлекшая миллионы вкладчиков, известна, пожалуй, всем жителям России. Рассказы ее создателя об элементарном способе разбогатеть оказались настолько убедительными, что даже после крушения всех надежд и самой пирамиды остались те, кто верит — все могло быть иначе. А начался конец МММ ровно 15 лет назад, 23 июля 1994 года.

Кручу, верчу, обмануть хочу

Кооператив МММ, которому предстояло стать крупнейшей в истории России финансовой пирамидой, возник в 1989 году. Его основали Сергей Мавроди, его брат Вячеслав Мавроди и Ольга Мельникова. Названием компании выбрали аббревиатуру из первых букв их фамилий. Кооператив был зарегистрирован в Ленинском исполкоме Москвы и первоначально занимался вовсе не финансами, а торговлей импортной оргтехникой, ввозя в СССР компьютеры и комплектующие.
Первый офис МММ располагался на Газгольдерной улице на юго-востоке столицы, однако уже в 1992 году Хамовнический филиал Московской регистрационной палаты зарегистрировал открытое акционерное общество «МММ» в доме 21 по Пироговской улице. Примерно в этот момент кооператив, которых в стране были тысячи, начал превращаться в ранее невиданную структуру, обещавшую обнищавшим россиянам богатство и процветание. Причем не когда-нибудь, а здесь и сейчас.
«А у банков, кстати, появились конкуренты вроде МММ. В них почему-то поверили: сначала это вызвало смех, а потом произвело магическое действие. Деньги у людей фантастически быстро изымались», — рассказывал в интервью «Газете.Ru» экс-глава .
С финансовой точки зрения 1993 год и последовавший за ним 1994 год были временем приватизационных чеков — ваучеров. Именно они были самым популярным инструментом на российских фондовых биржах, однако было ясно, что 1 июля ваучерная приватизация закончится, и чековые аукционы уйдут в прошлое. Так что ваучерам требовалась достойная замена — такая же безликая, то есть не именная и не требующая регистрации сделок в реестре.
Правда, был у ваучеров и один существенный недостаток — раз имя владельца на нем не значилось, значит, его было легко присвоить и невозможно восстановить в случае утери. Выходом из ситуации стало создание так называемого свидетельства о депонировании (СД). Фактически оно не являлось ценной бумагой и лишь подтверждало, что за владельцем СД в реестре акционеров числится некоторое количество акций. То есть это была качественно оформленная справка о покупке, и не более того, но людям этого хватало.
Пионером в области продвижения нового фондового инструмент