Как «Газпром» сможет воспользоваться польским газопроводом Baltic Pipe

Президент Польши Анджей Дуда официально подтвердил начало строительства газопровода Baltic Pipe. Проект стартовал 30 апреля, когда польская компания Gaz-System подписала контракт с итальянской Saipem Limited. Новый газопровод обеспечит поставки топлива с норвежских шельфовых месторождений в Северном море через Данию в Польшу. Проектная мощность – 10 млрд кубометров в год. Срок ввода в эксплуатацию – 1 октября 2022 года. Потребности в инвестициях оцениваются более чем в €1,5 млрд. Мосты сожжены Предусматривается соединение и модернизация норвежской и датской газотранспортной инфраструктуры, строительство компрессорной станции в Дании. Ну а главная задача – прокладка 230 километров трубопровода по дну Балтийского моря – от датских берегов к польским. Из-за чего на мировом рынке газа начался «идеальный шторм» Итальянский подрядчик должен начать работы во втором полугодии текущего года. На первом этапе предстоит подготовить строительные площадки в районах входа-выхода газопровода в море, обследовать морское дно, которое может хранить взрывоопасные сюрпризы – наследие двух мировых войн. До укладки трубы дело дойдет не раньше лета 2021 года. По словам Анджея Дуды, новый маршрут поставок голубого топлива имеет большое значение для экономики Европы и энергетического суверенитета ЕС. Планы Польши амбициозные – не только обеспечить потребности внутреннего рынка, но и перепродавать излишки газа соседям, в частности, Украине. «Мосты» многолетнего сотрудничества с «Газпромом» с польской стороны сожжены. Осенью 2019 года Варшава официально уведомила, что в будущем полностью откажется от российского газа. Не случайно объявленный срок завершения строительства Baltic Pipe участники проекта подгадали к окончанию контракта с «Газпромом». По словам директора по исследованиям VYGON Consulting Марии Беловой, проект реализуется совместно системными операторами датской и польской ГТС. При слаженных действиях завершить работы по графику вполне реально. «Скорость укладки подводного газопровода в среднем составляет три километра в сутки. Значит, строительство линейной части Baltic Pipe можно закончить за три месяца. Однако это только один участок сложного проекта», – пояснила Мария Белова. В настоящий момент PGNiG ежегодно закупает в России до 9 млрд кубометров газа. При этом потребности Польши составляют 16 млрд кубометров в год. Разницу покрывают за счет собственной добычи – около 5 млрд кубометров, а также экспорта сжиженного газа (СПГ). Долгосрочные контракты по СПГ заключены с катарской компанией Qatargas и американскими Cheniere Marketing International, Venture Global LNG и Port Arthur LNG. Поставки сжиженного газа начались в июне 2016 года. Танкеры приходят в польский порт Свиноуйсьце, где расположен завод по регазификации. Мощность терминала – 5 млн тонн СПГ в год, что соответствует примерно 7 млрд кубометров газа. Есть возможности увеличить производительность терминала до 7,5 млн тонн СПГ (около 10 млрд кубометров после регазификации). Если все сложится так, как рассчитывает руководство PGNiG, то к началу 2023 года компания может рассчитывать примерно на 24 млрд кубометров газа в год. Получается, что для перепродажи останется примерно треть этого объема. Оценка носит условный характер. В реальности газа для реэкспорта скорее всего будет меньше. По словам Марии Беловой, при бронировании мощностей Baltic Pipe в 2017 году была проведена процедура open season, по результатам которой с PGNIG были заключены долгосрочные соглашения на прокачку 8,9 млрд кубометров в направлении Норвегия-Польша. Маневры потенциального трубоукладчика «Северного потока-2» стали операцией ВМФ Кроме того, проектом предусмотрена работа трубопровода в обратном направлении мощностью до 3 млрд кубометров. Еще около 1 млрд кубометров мощностей Baltic Pipe зарезервирован для осуществления краткосрочных сделок, отметила эксперт. Тем самым соблюдены требования Третьего энергопакета ЕС. Реэкспорт 7-8 млрд кубометров в год нельзя считать серьезным. Конечно же, это не исполнение давней мечты Польши стать региональным газовым хабом. Ко всему прочему есть ряд обстоятельств, ставящих под сомнение достижение поставленных целей. Период низких цен на газ из-за падения спроса в Европе может оказаться затяжным. Не факт, что сланцевые компании США справятся с этим испытанием. Это ставит под сомнение стабильность поставок американского СПГ. Хватит ли норвежского газа? Теперь, что касается норвежского газа, ради которого, собственно, и затеяли строительство Baltic Pipe. За последние годы PGNiG приобрела доли в 27 лицензиях на разработку шельфовых месторождений Северного моря, а в 4 проектах является оператором. Однако этих объемов недостаточно, чтобы по полной загрузить новую «трубу». Например, сейчас на долю поляков приходится всего 540 млн кубометров газа в год. Через два с половиной года PGNiG увеличит показатель более чем в пять раз – до 2,5 млрд кубометров. В начале «нулевых» годов Норвегия добывала около 150 млрд кубометров газа, в 2018 году – всего 121 млрд кубометров. В прошлом году добыча снизилась еще на 6%. В среднесрочной перспективе переломить негативную тенденцию не удастся, признает норвежский Директорат нефти. В результате к 2025 году добыча голубого топлива в стране может составить не более 112 млрд кубометров. Таким образом, ради Baltic Pipe Норвегии придется пожертвовать кем-то из своих старых европейских покупателей, которые с легкостью найдут другого поставщика. Им может стать «Газпром» или производители СПГ. Насколько это целесообразно? Ресурсов для развития экспансии на восток у норвежцев нет, да и возможности нового транзитного маршрута ограничены. Это не российские «Северные потоки», мощность каждого из которых в пять с половиной раз больше (55 млрд кубометров) Baltic Pipe. Полупустая труба не оставляет Варшаве шансов зарабатывать на спекуляциях газом. Если очистить проект Baltic Pipe от антироссийской риторики, то становится очевидным, что поставки с востока обходятся дешевле всем, включая поляков. Как «Газпром» сможет засудить ненадёжных подрядчиков «Северного потока – 2» В комментарии «Профилю» сопредседатель киевского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич напомнил, что для Украины Baltic Pipe имеет двойственное значение. С одной стороны, после модернизации польской трубопроводной инфраструктуры, откроется возможность импорта с запада до 6 млрд кубометров газа в год. С другой стороны, поставки по реверсной схеме обойдутся «Нафтогазу» дороже, чем прямые из России. «Варшава видит Украину в качестве потенциального покупателя газа, поставляемого по Baltic Pipe. При этом экономическая выгода для украинского потребителя от такой схемы не очевидна», – констатировал Дмитрий Марунич. Собеседник «Профиля», впрочем, не исключил, что ситуация может измениться в случае организации виртуального реверса на украинско-польской границе. Однако экономику таких операций сейчас оценить сложно, признает эксперт. С учетом этих обстоятельств проект Baltic Pipe представляется не столь выгодным предприятием. Надо ли удивляться, что его долгое время откладывали. Впервые пытались подступиться в 2001 году, затем – в 2007-м, третью попытку предприняли в 2017 году. Но только через три года дело, кажется, дошло до практической реализации. К этому времени ситуация на газовом рынке Евросоюза кардинально изменилась. В силу различных причин, в том числе при активном участии Польши, сухопутные маршруты транзита трубопроводного газа во многом утратили значение. Без России никак Настоящее принадлежит морским газопроводам, которые Россия строит на Балтике. В декабре 2011 года заработал «Северный поток – 1». До конца текущего года должно быть завершено строительство «Северного потока – 2». Это – четыре трубы, над которыми придется укладывать Baltic Pipe. Без согласования с операторами газопроводов – Nord Stream и Nord Stream 2 – не обойтись. Поляки уверяют, что вопрос был урегулирован в декабре 2019 года. Мария Белова ссылается на январскую публикацию Gazeta Wyborcza, в которой приводится заявление исполнительного директора Gaz-System Томаша Стемпеня о достижении договоренностей и подписании части документов по пересечению инфраструктур. «Однако на сайте Gaz-System информации на этот счет не размещено. Поэтому мы можем исходить из того, что для прокладки Baltiс Pipe требуется согласие операторов «Северных потоков» и работа над получением разрешительных документов ведется», – отметила Мария Белова. В техническом плане сложностей не предвидится. Ведь пересечение подводных газопроводов операция не уникальная и рисков в себе не несет, пояснила эксперт. Аналогичной точки зрения придерживается партнер юридической фирмы «Соколов, Маслов и партнеры» Елена Попова. Прохождение одной трубы над другой – прежде всего технический вопрос, говорит она. «Бесспорно, что это требует оформления ряда документов. Однако юридические аспекты в данном случае лежат вне рамок Конвенции ООН по морскому праву и имеют договорную природу», – уточнила юрист. Вместе с тем Елена Попова напомнила, что для Baltiс Pipe необходимо разрешение всех прибрежных государств, через территориальное море или исключительную экономическую зону которых пройдет трасса газопровода – Польши, Дании и Швеции. В настоящее время проект поддержали Польша и Дания – главные заинтересанты. С этим проблем не возникло, ведь вопросы строительства газопровода в территориальных водах подлежат внутреннему урегулированию каждым государством. Швеция же работы в своей исключительной экономической зоне еще не санкционировала. Согласно Морскому праву, в этих водах государства пользуются свободой прокладки подводных трубопроводов, но обязаны учитывать права и обязанности «хозяев», соблюдать их законы и правила. В свою очередь прибрежные государства не вправе препятствовать таким проектам, подчеркнула Елена Попова. Следовательно, Швеция рано или поздно Baltiс Pipe одобрит. Кстати, может случиться, что Варшава, продвигая проект собственного газопровода, старается в интересах Москвы. В 2014 году «Газпром» подал иск в Третейскую группу ВТО, с требованием изменить Регламент Евросоюза о преференциях новым проектам поставок газа в ЕС из всех стран, кроме России. Жалоба рассматривалась четыре года. В итоге был вынесен вердикт, обязывающий Еврокомиссию дать разрешение «Газпрому» использовать для транзита все газопроводы, включая Baltic Pipe.