Оптом дешевле? Кто попал в сети Минпромторга
В материалах Минпромторга говорится о таких критериях, по которым отбирались предприятия, как оборот без НДС, который должен быть не менее 15 млрд рублей за прошлый год и количество уплаченных налогов – не менее 1,8 млрд рублей. Для ранжирования компаний по различным группам мы изучили финансовые показатели торговых сетей через сервис Seldon.Basis – размер активов, выручку, прибыль и размер уставного капитала, а также объем и характер госконтрактов. Отметим, что значительная часть предприятий этого рейтинга имеют либо иностранные корни, либо находятся в иностранной собственности – через офшорные юрлица, даже если сама компания была создана в России и гражданами России. Магазины у дома «Магазины у дома» – давно полюбившийся россиянам формат, заменивший советские «стекляшки» и практически полностью закрывающие потребности рядового россиянина в продуктах. В большинстве регионов есть свои локальные сети из 10-20 магазинов, и лишь несколько игроков смогли выстроить действительно федеральный бизнес с огромными оборотами, собственным производством, логистическими складами и сопутствующей инфраструктурой. Самой «доходной» из таковых в 2019 году стала сеть «Перекресток», которой управляет X5 Retail Group. Первый «Перекресток» появился в Москве в далеком 1994 году. Только в 2002 хозяева сети решили, что доросли до экспансии регионов – для этого стали скупать готовые сети, например «Спар миддл Волга». Со временем «Перекресток» стал осваивать и форматы супермаркетов – например, сети принадлежит «Карусель» и был опыт выкупа десятков супермаркетов «О’Кей». За счет огромных объемов, большого охвата и постоянного поиска и внедрения инновационных решений, «Перекресток» считается одним из лидеров российских розничных сетей. На втором месте по чистой прибыли, но на первом по общей выручке оказался «вечный» соперник «Перекрестка» – «Магнит», он же АО «Тандер». Сеть родилась в Краснодаре силами Сергея Галицкого, попавшего в итоге в список богатейших россиян по версии Forbes. «Магнит» обгоняет «Перекресток» по числу магазинов и выручке и остается одной из самых успешных компаний продуктового ретейла в стране. Однако в 2018 году Галицкий практически полностью вышел из бизнеса, сохранив за собой 29-ю строчку в списке Forbes и должность президента созданного им ФК «Краснодар». «Магнит» возглавляет сегодня голландский управленец Ян Дюннинг, который много лет проработал на управляющих должностях в Metro и «Ленте». В августовском интервью РБК Дюннинг заявил, что компания в период пандемии выбрала верную стратегию развития и сильно улучшила свои финансовые результаты. Выручка за полгода уже превысила результаты всего прошлого года, а прибыль увеличилась примерно втрое по сравнению со всем прошлым годом. Это связано, во многом, с неопределенностью в начале пандемии, ажиотажного спроса на определенный набор продуктов и товары первой необходимости. И на третьей строчке рейтинга – ООО «Агроторг». За этим сухим названием скрывается еще одна популярнейшая сеть – «Пятерочка». В конце 90-х в Санкт-Петербурге открылся первый магазин, через два года – магазин в Москве, а далее – везде. В 2006 году произошло слияние с «Перекрестком», собственно, это событие и стало причиной появления сети Х5. «Пятерочка», на сегодня, состоит из 16 тысяч магазинов по всей стране, была официальным партнером Олимпиады в Сочи и продолжает динамично развиваться. Гипермаркеты Продуктовые гипермаркеты – явление на российском рынке более молодое, но и здесь есть свои любопытные истории успеха. В прошлом году «на коне» оказалась отечественная сеть «Лента», заработав более 9 млрд рублей и практически удвоив заработок к 2018 году. История этого бизнеса крайне увлекательна – в середине 90-х петербургский предприниматель Олег Жеребцов открыл продуктовый магазин в северной столице в формате Cash&Carry. Со временем он активно черпал мировой опыт и в начале нулевых открыл первый супермаркет. «Лента» первой в стране внедряла различные технические решения, вроде штрихкодов и прочих IT-новинок. В 2008 после кризиса Жеребцов полностью вышел из бизнеса, на эти деньги основал фармацевтическое производство. А «Лента» продолжает развиваться, открывать новые гипер и супермаркеты, а также может вскоре «переехать» в калининградский офшор. На второй строчке оказалась немецкая сеть Metro, которая до сих пор не пришла в себя после событий в Крыму в 2014 году. Из-за санкций многие европейские сети столкнулись с трудностями с поставками товаров, ростом цен и рядом других проблем. В итоге, вот уже четыре года прибыль Metro продолжает падать. Интересно, что саму сеть основал бывший выходец из СС, попавший во время войны в плен к англичанам, Отто Байсхайм. Став одним из богатейших людей Германии, он вел крайне непубличную жизнь, не дал ни одного интервью и закончил жизнь самоубийством в возрасте 89 лет. В России сейчас 94 гипермаркета сети, при этом руководство сети в России анонсировало возврат к ориентации на малый и средний бизнес и уход от концепции «супермаркета для всех». На третьей строчке довольно неожиданно оказалась сеть «Гиперглобус» – российское подразделение еще одной немецкой сети – «Глобус». Известно, что это семейное предприятие, в России появился в 2006 году и сейчас открыто 17 гипермаркетов. Особо примечательной информации в открытых источниках нет. А вот для «Азбуки вкуса» 2019 год оказался не очень удачным. Как видно из таблицы, за год «Городской супермаркет», управляющий сетью супермаркетов и гипермаркетов «Азбука вкуса» накопил серьезные убытки. Из павильона «Деликатесы» на Кутузовском проспекте магазин превратился в сеть из сотни супермаркетов, 7 гипермаркетов, десятков небольших магазинов и собственного ресторана. Но сейчас терпит серьезные издержки, и еще неизвестно, как отразится на премиальном сегменте продуктов нынешний кризисный год. Мебель, товары для ремонта и дома 2019 год оказался явно успешным для сетей, задействованных в этом сегменте – судя по данным бухгалтерской отчетности, прирост прибыли практически у всех зашкаливал за 100%. При этом, уверенное лидерство сохранила сеть «Леруа Мерлен». Возможно, секрет успеха еще и в том, что «Леруа Мерлен Восток» управляет магазинами не только в России, но и в некоторых других странах, например, Казахстане. Интересно, что «Леруа Мерлен» входит в структуру владений семьи Мюлле – собственников сети «Ашан». В России на сегодня открыто более сотни гипермаркетов. На второй строчке подразделение «Икеа», отвечающее непосредственно за розничную торговлю. Как и у многих иностранных сетей, прибыль шведской компании сильно просела после 2014 года. Но в 2019 ситуация начала выправляться, однако, по словам гендиректора компании Порнтуса Эрнтелла, на восстановление докризисных показателей после пандемии потребуется еще минимум полтора года, хотя на некоторые категории товаров спрос вырос на 30-50%. Чисто российские сети в этом сегменте несколько уступают западным «коллегам», но явно нацелены на рост. «Строительный дом Петрович» за 25 лет прошел путь от цеха по фасовке цемента до сети из десятков гипермаркетов товаров для ремонта. А сеть «Hoff» появилась в 2007 году, когда акционер «МВидео» Александр Зайонц вышел из сети и на эти средства основал сеть магазинов для дома. Сегодня открыто уже 35 гипермаркетов и супермаркетов. Электроника и бытовая техника Электронные гаджеты сейчас сопровождают нас повсюду, неудивительно, что магазины, продающие электронику, растут крайне быстро, если не сталкиваются, конечно, с прямыми конкурентами. Лидером рейтинга сетей электроники стало некое ООО МВМ. В документах сети «МВидео» «МВМ» указано как одно из аффилированных лиц. В бухгалтерской отчетности говорится, что «МВМ» в прошлом году приобрела активы нескольких компаний, в том числе, присоединила активы консолидированной сети «Эльдорадо». В системе Seldon.Basis указано, что гендиректором ООО МВМ числится Александр Изосимов, известный топ-менеджер, управлявший ранее телекоммуникационными компаниями. В деловой прессе его назначение рассматривалось как гендиректор сети «МВидео-Эльдорадо». И судя по оборотам и прибыли, речь идет именно о структуре, которая управляет объединенной сетью. Собственно, «МВидео» оказалась в рейтинге на второй строчке, выбравшись с практически нулевых показателей прибыли по итогам 2018 года. История этой сети крайне увлекательна – несколько вчерашних студентов в начале 90-х открыли в Москве магазин «Мир видео», который спустя несколько лет превратился в сеть с названием, сокращенным до «МВидео». Единственным реальным конкурентом для них была сеть «Эльдорадо», и собственники неоднократно выходили на переговоры о слиянии, но не могли договориться об условиях. В итоге обе сети выкупил холдинг Михаила Гуцериева «Сафмар», в рамках которого объединение состоялось, а до кучи была приобретена российская часть Media Markt. Чуть-чуть не добрался до прибыли в 10 млрд рублей «ДНС ритейл» – единственная компания в рейтинге с дальневосточной пропиской. В начале 90-х ее основатели начинали с небольшой мастерской по сборке компьютеров, которые продавались в соседнем помещении. Со временем аппетиты выросли, и компания стала открывать новые магазины по всей стране, а мастерская превратилась в несколько современных заводов. В структуру сети входит более 2 тысяч магазинов DNS, а также TechnoPoint. Настоящим аутсайдером в этом рейтинге выглядит еще один победитель конкурентных войн – «Сеть Связной». В нулевых годах «Евросеть» и «Связной» очень жестко конкурировали за рынок. Основатель «Связного» Максим Ноготков оценивал «войну» с «Евросетью» в $ 300 млн со стороны «Евросети» и $ 120 млн со своей. В результате Ноготков уехал в США, где переживает процедуру личного банкротства, основатель «Евросети» Евгений Чичваркин много лет живет в эмиграции в Лондоне. А в 2018 году сети все же объединились под брендом «Связного» в единую структуру. Возможно, что многомиллиардные убытки по итогам 2019 года связаны с реинвестицией средств в обновленную структуру. Электронная коммерция Собственница «Wildberries» Татьяна Бакальчук в этом году обогнала жену экс-мэра Москвы Юрия Лужкова Елену Батурину и стала самой богатой женщиной в России. Источник ее миллиардного состояние – магазин онлайн торговли. При этом, эта бизнес структура до недавнего времени была абсолютно закрытой, никакой достоверной информации не озвучивалось. Основная версия о том, что учительница английского в декрете решила подработать и случайно основала самый успешный магазин с оборотом в 117 млрд рублей мало кого убеждает, в прессе появлялось несколько расследований о том, откуда взялся начальный капитал, но вопросов по-прежнему остается больше, чем ответов – только ли это удача, либо бизнес-чутье, помощь партнеров и начальный капитал из других бизнесов. По официальным данным, компания имеет в собственности более 5 тысяч пунктов выдачи товара, крупнейший в стране складской комплекс и мощную логистическую цепь. Интересно, насколько этот бизнес вырастет, с учетом роста онлайн-продаж в этом году. На втором месте с почти миллиардными чистыми убытками завершил прошлый год ООО «Купишуз» – интернет-магазин lamoda. Это проект немецкого бизнес-инкубатора Rocket Internet – в 2011 году четверо немецких стартаперов запустили в Москве интернет-магазин Lamoda. Бизнес оказался востребованным, дела пошли в гору и спустя несколько лет Lamoda стал постоянным участником рейтингов и списков перспективных и динамично развивающихся компаний. Впрочем, последние годы были для компании не очень прибыльными – во всяком случае, она показывает многомиллионный чистый убыток по итогам последних двух лет. Возможно, это связано с реинвестицией средств в обновление складских и логистических мощностей, работу кол-центра и интернет-технологий. Компания имеет контракты со многими мировыми производителями, также выпускает продукцию под собственными брендами. В мае 2020 года гендиректор и один из основателей компании Флориан Янсен покинул проект и перешел на работу в «Магнит». Пост гендиректора Lamoda занял американец Джери Калмис, который несколько последних лет возглавлял Metro в России. ООО «Интернет решения», он же «Озон» – одна из наиболее динамично развивающихся компаний на рынке онлайн-торговли, но объемы «минуса» потрясают – более 20 млрд рублей по итогам 2019 года. Впрочем, судя по всему, здесь и кроется успех мощнейшего постоянного роста. Гендиректор компании Александр Шульгин – бывший топ-менеджер Яндекса, занимается активной цифровизацией сервиса. В начале 2019 года Шульгин в интервью предупреждал, что в ближайшие два-три года прибыли у компании не будет, деньги будут реинвестироваться в инфраструктуру – логистические центры, новые решения и прочие моменты. Основные акционеры «Озона» – фонды группы Baring Vostok, АФК Система и МТС. На сегодня это одна из наиболее активных компаний на рынке, с постоянным ростом выручки до 100% в год. Одежда, обувь и бытовые товары В этот раздел мы отнесли компании, которые занимаются различным непродуктовым ретейлом – продажа обуви, одежды, игрушек и даже спортинвентаря. Абсолютным лидером на этой ниве стал ООО «Бест прайс», который управляет магазинами «Fix price» – миниунивермагами со всякой «мелочевкой» по единой цене. В декабре 2007 года был открыт первый магазин, в течение года - 60, а потом магазины стали открываться чуть ли не ежедневно. В результате бурного роста, в 2019 году компания вошла в сотню самых дорогих частных компаний Forbes. Основателями компании стали Сергей Ломакин и его партнер Армен Хачатрян. Ранее они развивали продуктовый дискаунтер «Копейка», потом продали активы и вложили их в несколько проектов, в том числе, «Бест прайс». Параллельно они «вошли» в «ЦентрОбувь», где начали развивать бюджетный бренд «Centro». Однако, спустя несколько лет обувная компания оказалась на грани банкротства, обремененная многомиллиардными долгами. Видимо, в связи с этим, Ломакин, которого объявили в международный розыск и обвинили в мошенничестве, вместе с Хачатряном продали свои доли в «Бэст прайс» нескольким инвесторам, в числе которых Фонд прямых инвестиций ВТБ, ряд инвесторов из Прибалтики и топ-менеджеры самого ритейлера. По данным Seldon.Basis, собственником «Бэст Прайс» является некая компания «Колмаз холдингз». Еще одной компанией, которая смогла заработать в 2019 году более 10 млрд рублей, стало ООО «Алькор и Ко», иными словами, сеть магазинов по продаже парфюмерии и косметики «Л’Этуаль». Компания основана в 1997 году в Москве Максимом Климовым. На данный момент в сеть входит более 850 магазинов, часть из них – в формате супермаркетов. Максим Климов умер в 2013 году, его доля перешла родственникам. В магазинах продаются товары более 150 брендов, включая собственные. Интересно, что на протяжении нескольких лет лицом бренда была французская певица Патрисия Каас. Короли и боги госконтрактов И, как обычно, наша традиционная рубрика о наиболее активных исполнителях госконтрактов. В данном случае, из более чем 40 участников рейтинга, госконтракты так или иначе выполняли примерно две трети. Но самый фантастический из них, как ни странно, у сети по продаже обуви «Kari». История этой кампании тоже крайне интересна. Ее основал в 2011 году Игорь Яковлев. До этого он создал и возглавлял сеть по продаже электроники «Эльдорадо». В середине 2000-х годов столкнулся с проблемами в бизнесе, связанными с претензией налоговой службы по невыплате налогов на 15 млрд рублей. Яковлев отрицал связь с компанией-тезкой, но кредиторы потребовали закрыть долги с опережением графика. В результате, Яковлеву пришлось продать «Эльдорадо» чешской инвестиционной компании, а на вырученные деньги он начал новый бизнес в ритейле – обувной. Он закупил крупную партию обуви в Китае и открыл ряд магазинов, позже запатентовал собственную торговую марку обуви, вернул команду региональных менеджеров из «Эльдорадо» и начал строить крупнейшую сеть в стране. Сегодня «Kari» располагает сетью из 1270 магазинов, а основной конкурент – «Centro» разорился. Что касается госконтрактов, то у компании есть несколько крупных контрактов – по 5,8 млрд рублей – на аренду двух самолетов «Boeing 777-300» Специальному летному отряду Россия. Срок аренды – до 2026 года. Откуда у обувного ритейлера два самолета – непонятно. Тем более, что по данным, опубликованным в открытых источниках, эти два лайнера принадлежат ирландской авиакомпании AerCap Ireland Limited – крупнейшей компании в мире, предоставляющей самолеты в лизинг. Остальные госконтракты гораздо скромнее и связаны с непосредственным профилем сетей. Скажем, Metro, который выполнил контрактов на 666 млн рублей – это, как правило некрупная поставка продуктов питания и напитков для различных структур. Один из самых больших контрактов – на 50 с лишним млн рублей был с компанией «Черноморские круизы», куда тоже требовалась поставка продуктов питания и напитков. «Магнит», обосновавшийся на третьей строчке с 451 млн рублей, в основном зарабатывает на предоставлении помещений в аренду, а самый крупный контракт был со Сбербанком – размещение полутора тысяч банкоматов обошлось в 154 млн рублей. У «Перекрестка», который лишь на миллион уступает «Магниту» самые крупные контракты были связаны с поставкой алкогольных напитков организации «Военторг-запад» (150 млн) и компанией, занимающаяся электронным документооборотом «Корус консалтинг СНГ» (230 млн). «Примета времени – растет доля жестких дискаунтеров» «По торговой рознице нужно отметить несколько фактов. Во-первых, выручка, прибыли, обороты и т.д. снизились абсолютно у всех (не только в России, и не только в продуктовой рознице или сегменте одежды и обуви). Сокращение доходов ударило по потребительскому спросу, покупатели начали уходить в экономию, стали меньше тратить – это долговременная тенденция для всех стран мира. Второе – международные сети (очень многие, в том числе в продуктовом ритейле) получают меньше прибыли в этом году, закрывают некоторые магазины. Третье – рост продаж во время первой волны пандемии в продуктовой рознице был объясним: люди запасались продуктами питания длительного хранения. Затем этот ажиотаж прошел, потребители продолжают экономить, а цены растут – у сетей сокращается объем выручки, так как на фоне падения спроса они не могут себе позволить сильно повышать цены. Что касается товаров для дома или спортивных товаров, это объясняется сезонностью и первым шоком от пандемии – люди на самоизоляции решили заняться ремонтами и самостоятельно заниматься спортом (для экономии). В стране растет доля продаж жестких дискаунтеров – это также примета времени. Речь идет о таких сетях, как «Светофор», «Фикс Прайс» и другие – растет трафик (в среднем, на 10-15%), растет средний чек (на 5-10%), растет выручка (на 15-25%)», – прокомментировал для «ФедералПресс» руководитель аналитического департамента Amarkets Артем Деев.