Молодая казачья семья из Ерзовки бережно хранит традиции предков
Соблюдать семейные вековые обычаи не только интересно, но и важно. Специалисты по генеалогии говорят, что, зная свои корни, мы не только обогащаемся духовно, но словно выстраиваем за своей спиной тыл из предков, тех, кто стоял у истоков нашей семьи, и таким образом находимся под их защитой от любых неприятностей. Подтвердить это или опровергнуть решила Мария Рыжакина, углубившись в историю своей семьи и в поиск родственников, которых судьба раскидала по всей земле. Крепки единством Девушка родилась в семье донских казаков. Ее прадеды воевали в Первую мировую войну, один из них умер от холеры в Болгарии. Об их жизненном укладе и характере она знает пока очень мало, потому как все, что осталось от них, – это черно-белые фотокарточки и рассказы отца, которые он сам слышал от своей бабушки. – Она была особенной женщиной, что называется, со стержнем, – делится Мария. – Никому не подчинялась, помощи ни от кого не ждала, гордая и своенравная была, ну и красивая, конечно. Этнографы и историки наделяют женщину-казачку деловитостью, мужественным характером, непокорным нравом и стойкостью к жизненным невзгодам. Мария признается, что у нее обостренное чувство справедливости, и это очень даже в духе казачьего характера. – По профессии я юрист и всегда бросаюсь на помощь тем, кто в ней нуждается, – говорит Мария. – Многодетным и одиноким мамочкам помогаю безвозмездно, для меня главное, чтобы справедливость восторжествовала. По словам двоюродного деда нашей героини, их предки жили на территории Жирновского района в селе Меловатка. В эту местность казаков отправляли в добровольно-принудительном порядке еще с XVII века, когда началось освоение донских степей. Там образовалось три ветки: Примоченко, Чумаченко и Семенченко. – Если про первые две фамилии я хоть что‑то смогла узнать, то до недавнего времени о родственниках, вышедших из семьи Семенченко, не знала ничего, – делится успехами Мария. – И вот буквально на днях откликнулась моя троюродная тетка из Алма-Аты. Я знаю, что родственников по всей России у нас много, надо только их отыскать. Поиск настолько увлек Марию, что ее идеей загорелся и муж. Супруги в один голос уверяют, что это полезное и увлекательное занятие, а результаты не только расширяют круг знакомств, но и открывают новые знания. Например, казаки – патриотично настроенное, но очень гордое и независимое сообщество россиян. И дело здесь не в традиционной казачьей «вольнице». Тяга казаков к внутренней духовной свободе – как раз объединяющее их начало. «Живем рядом с Богом» Особую роль в жизни казаков играла и продолжает играть вера, именно поэтому в их домах особое место занимает красный уголок – «божница», в котором на столе-угольнике расставлены иконы и горит в лампадке свеча. Есть такое «святое» место и в семье Марии. – Нам не нужно чье‑то благословение, чтобы обратиться к Богу, мы делаем это по велению сердца, – говорит она, – и свеча зажигается у нас не только по праздничным дням, а ежедневно. К слову, случайность это или нет, но дом Рыжакиных стоит на территории бывшей церковно-приходской школы, которая была на этом месте более ста лет назад. – Школа находилась при церкви Михаила архангела, которую построили в Ерзовке в 1840 году, – рассказывает Роман. – Ветхое деревянное здание в конце XIX века обшили кирпичом, но с приходом советской власти для храма настали трудные времена. Его даже хотели взорвать, но люди отстояли. Получается, что мы живем рядом со святыней, которой почти 200 лет, и стараемся соблюдать заповеди предков. Сватались по канонам Молодые люди жили в соседних подъездах, дружили, а потом выяснилось, что у обоих казачьи корни. Поэтому сватались по древним казачьим канонам. Когда жених просил у будущего тестя руку его дочери, он клал на стол фуражку. Если отец был против, то переворачивал головной убор козырьком в сторону молодого человека, но это совсем не означало, что все потеряно. Решение всегда оставалось за невестой. Если она была готова пойти против воли родителей, то переворачивала фуражку вверх дном и уходила с женихом из отчего дома. – Конечно, мы провели такой обряд больше ради развлечения, – говорит Мария, – но многие правила казачьей жизни присутствуют в жизни нашей семьи. Например, в день Петра и Февронии, 8 июля, супруги Рыжакины всегда собираются за общим столом в кругу семьи и отмечают праздник семьи, любви и верности. С утра мама с дочкой убирают дом и пекут пироги. Стараются, как и заведено много лет назад, соблюдать посты, ходить на службы, молиться. А рядом с входной дверью в дом Рыжакиных всегда висит нагайка, как было заведено много лет назад в казачьих домах. – Когда‑то нагайка по приказу царя стала обязательным атрибутом военного обмундирования казака, – рассказывает Роман. – И до сих пор она олицетворяет честь и достоинство воинов. Недаром в народе говорят: «Казак без нагайки – что монах без молитвы». «Терпи, атаманом будешь!» Для казачки важно правильно воспитать детей, научить их помогать младшим и уважать старших, держать дом и подворье в порядке. – По словам отца, моя прабабушка, как сказали бы сейчас, не терпела сантиментов, – продолжает наша героиня. – Даже когда приезжала к ним в гости, никогда не ласкала, не сажала на колени своих внучат, не жалела, если падали, только говорила: «Упал, встань, отряхнись и иди дальше». Мария признается, что она как мать другая, очень нянчится со своими детьми, всегда старается уделить им как можно больше внимания и потакает их желаниям. Хотя вспоминает, что в ее детстве родители вели себя иначе, нередко повторяя ту же известную во всех казачьих семьях фразу: «Не плачь, казак, атаманом будешь». В семье Марии и Романа, которой в этом году исполнилось десять лет, растут трое ребятишек – два сына и лапочка-дочка. Десятилетний Дмитрий и пятилетний Кирилл понимают, что в них течет казачья кровь, и рвутся осваивать владение шашкой и нагайкой. Именно с фланкировки – искусства владения оружием – и начинается казачья подготовка. Важное значение имеют для казака и папаха с кубанкой. Папаха – это не просто головной убор, это предмет гордости и чести. Ее нельзя обронить или потерять, потому что ею казак голосует на кругу, а снимает только во время молитвы или особых ритуалов. – Кубанка – разновидность папахи – появилась в Первую мировую на головах кубанских казаков, – продолжает ликбез Роман. – А потом стала популярна и в других разновидностях войск. Ее, например, бросали в реку после битвы в знак благодарности предкам за победу. И если уж надел кубанку, то держи спину прямо. Это тоже традиция, означающая, что казак ни перед кем не склонит голову. И все же госслужба для казака очень важна. Это у них в крови – служить своему государству, своему народу. Клуб для детей Роман Рыжакин совместно с Вячеславом Печенкиным, атаманом городищенского станичного казачьего общества «Междуреченское», сейчас работает над грантовой программой по созданию клуба для мальчишек и девчонок из разных семей. По их задумке клуб должен стать тем местом, где дети охотно будут проводить время и получать навыки военного дела, приобщаться к труду, вести беседы на патриотические темы, играть в «Зарницу», учиться уважению и почитанию старших. – Мы хотим возродить традиции казачества, воспитывать подрастающее поколение по законам православной веры и научить их служить Оте­честву и помогать нуждающимся, – говорит Роман. – На своем примере показывать им, какой он, настоящий казак, какая она, настоящая казачья семья, и каким должен быть сын Отечества.