В разгар пандемии Петербург закупает аппараты ИВЛ по завышенным ценам
Так, 18 ноября, по данным Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС), был заключен контракт между ООО «Арсенал» и НИИ скорой помощи им. И. И. Джанелидзе на поставку рентгеновского компьютерного томографа по максимально возможной цене тендера 170 миллионов рублей. А 24 ноября, «Арсенал» заключил контракт с все тем же НИИ скорой помощи им. И. И. Джанелидзе уже на поставку 15 аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ).
Контракт вновь был заключен по максимально возможной, по условиям лота, цене – 78 миллионов рублей, о чем свидетельствует информация на портале ЕИС. В условиях пандемии коронавируса COVID-19 наличие этих аппаратов в больницах жизненно необходимо, они используются при лечении тяжелых форм заболевания.
Согласно условиям заключенного договора, «Арсенал» обязуется поставить в НИИ аппараты ИВЛ CARESPACE R860 2020 года выпуска производства американской компании Datex-Ohmeda Inc. Заявленная «Арсеналом» стоимость самого аппарата с принадлежностями составляет 4,9 миллиона рублей.
С учетом гарантийного обеспечения контракта, согласно данным портала «Контур.закупки», окончательная стоимость одного аппарата ИВЛ по этому контракту составляет 5,2 миллиона рублей.
Показательно, что в октябре текущего года Городской больницей №2 города Дзержинска Нижегородской области было закуплено 26 точно таких же аппаратов ИВЛ CARESPACE R860, но стоимость одного составила только 3,2 миллиона рублей, с учетом гарантийного обеспечения.
Таким образом, цена одного аппарата ИВЛ для петербургского НИИ оказалась на 37% процентов выше точно такого же аппарата ИВЛ для больницы Дзержинска. С учетом закупки 15 аппаратов, переплата по лоту для НИИ скорой помощи им. И. И. Джанелидзе составила почти 29 миллионов рублей.
Интересно, что ранее на портале «Компромат ГРУПП» появилось расследование о возможно связанных с родственниками спикера Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вячеславом Макаровым компаниях, осуществляющих поставки медицинского оборудования и расходных материалов в больницы по госзаказам. Согласно этой информации, ООО «Арсенал» является одной из этих компаний.
По данным Федеральной налоговой службы (ФНС), в настоящее время руководителем и совладельцем «Арсенала» является предприниматель Иван Киселев, вторым совладельцем выступает некая Ольга Бучинская. Но согласно информации портала Rusprofile, долей Бучинской ранее владел Владимир Селегень, именно он, совместно с Иваном Киселевым, основал «Арсенал».
При этом Владимир Селегень является сватом спикера ЗакС Петербурга Вячеслава Макарова. В 2017 году в интервью авторитетному петербургскому изданию «Деловой Петербург» глава группы компаний «Еврострой» Оксана Кравцова подтвердила уже имевшуюся ранее в СМИ информацию, что дочь Вячеслава Макарова Анна является женой Сергея Селегеня, сына Владимира Селегеня. В 2016 году Оксана Кравцова и Анна Селегень выступили соучредителями компании «Еврострой-М». В последующем Анна Селегень передала свою долю в «Еврострой-М» Влдимиру Селегеню, также тестю она передала свою долю в компании «Петрострой».
В настоящее время Владимир Селегень и совладелец «Арсенала» Иван Киселев совместно владеют компанией «Инвитэк». По одним адресам с «Инвитэк» и «Арсеналом» зарегистрировано еще по две компании, занимающихся поставками медоборудования по госконтрактам – «Петромеда», «Архимеда», «Актант» и «СЗМ». Как отмечено в журналистском расследовании, контактные телефонные номера всех указанных компаний совпадают, их руководители и соучредители в разное время выступали соучредителями и руководителями в компаниях Селегеня и Киселева.
Сам предложил, сам одобрил, сам заработал
Учитывая тот факт, что НИИ им. И. И. Джанелидзе находится в ведении Комитета по здравоохранению правительства Петербурга, закупка проводилась под контролем городского Комитета по государственному заказу. Закупочной комиссией руководила первый заместитель главы комитета Наталия Литвинова. Но чаще «Арсенал», и другие связанные со сватом Макарова компании, предпочитают работать на уровне районов города.
При этом контракты на поставки в больницы Петроградского района одобряются комиссиями, зачастую возглавляемыми второй дочерью Макарова Мариной Лыбаневой, занимающей должность первого заместителя главы района, и племянником Евгением Кукушкиным, главой отдела здравоохранения района. По информации СМИ, Кукушкин может быть племянником Вячеслава Макарова.
Деньги на такие закупки выделяются, в том числе, через систему так называемых депутатских поправок, вносимых Бюджетно-финансовым комитетом ЗакС (БФК) подконтрольным спикеру. Ранее против депутатов ЗакС уже неоднократно возбуждались уголовные дела за взяточничество, напрямую связанные с неправомерным распределением бюджетных денег через систему депутатских поправок.
Макаров регулярно выступает с инициативами увеличения закупочного бюджета для определенных поликлиник, а БФК воплощает эти инициативы в жизнь. Так, в 2017 году по депутатским поправкам из резервного фонда города было выделено дополнительных 135 миллионов рублей на ремонт и переоснащение поликлиники Святителя Луки. Поправка была сделана после заявления Макарова, и по инициативе фракции «Единая Россия», которую он же возглавляет.
Три из пяти крупнейших поставщиков поликлиники Святителя Луки прямо – это «Арсенал», «Петромеда» и «Инвитэк». Как указывалось выше, эти компании прямо или опосредованно могут находится под контролем Владимира Селегеня. Общая сумма контрактов между поликлиникой и указанными компаниями превышает 700 миллионов рублей.
Общий объем госконтрактов, заключенных компаниями, принадлежащих Селегеню и его бизнес-партнерам, превышает 6,3 миллиарда рублей. При этом в абсолютном большинстве случаев тендеры выигрывались без аукционов, так как фирмы выступали единственными поставщиками. В результате контракты заключались по начальной (максимальной) цене контракта (НМЦК), или с незначительным снижением в районе нескольких процентов.
Например, «Инвитэк», открытым владельцем которого является Владимир Селегень, с 2015 года заключили 12 контрактов с НМИЦ им. В.А. Алмазова, главным своим закупщиком, на общую сумму 564 млн рублей. Восемь из этих контрактов заключались по максимальной стоимости, три с символическим снижением цены не более 3%, и только в одном случае у «Инвитэк» был конкурент, что привело к снижению НМЦК сразу до 12%.
В 2019 году компания заключила два контракта с поликлиникой Святителя Луки, другим основным закупщиком предположительно связанных с Селегенем компаний, на общую сумму 75,6 миллиона рублей. Оба тендера проводились без конкурентов и контракт заключался по максимальной цене.
Еще семь контрактов у «Инвитэк» заключены с больницами Петроградского района - №19, №30, №32 и №34. Только в одном случае у компании был конкурент, что привело к снижению НМЦК на 6%, в остальных случаях снижение происходило на суммы менее 1%, или не происходило вообще.
Показательно, что компания участвовала в торгах 82 раза, и только 15 раз у нее оказывались конкуренты. Причем в 10 из этих случаев «Инвитэк» неизменно проигрывал, при этом снижение НМЦК происходило в среднем на 20%. Исходя из этой статистики логично предположить, что компания Владимира Селегеня может вести нечестную конкурентную борьбу, либо поставщик заранее может знать, в каких тендерах у него не будет конкурентов и почти всегда выставляет максимальную цену.
Отрицательная экономия
Аналогичным образом обстоит ситуация с госзакупками у ООО «Арсенал», в свое время учрежденной Владимиром Селегенем. С НМИЦ им. Алмазова у поставщика заключено 119 контрактов на общую сумму 336,2 миллиона рублей. В 92 тендерах «Арсенал» оказывался единственным участником и предлагал максимальную цену контракта. А в 11 случаях итоговая стоимость и вовсе возросла, в среднем на 7%. В оставшихся шести случая происходило незначительное снижение стоимости в размере 1-3%.
С клиникой Святителя Луки у «Арсенала» заключено только 22 контракта, но на сумму 488,2 миллиона рублей. В 14 случаях торги происходили без конкуренции и заключался контракт по максимальной стоимости. В семи тендерах происходило незначительное снижение стоимости на 1-3%. И только однажды, в 2018 году, у «Арсенала» оказалось сразу пять соперников, что привело к снижению НМЦК на 12%.
В 35 тендерах из 293 «Арсенал» проиграл. Как и в случае с «Инвитэк», на этих аукционах присутствовали реальные конкуренты, в результате чего происходило сильное снижение стоимости контрактов, вплоть до 55%.
Под одной крышей с «Инвитэк»
Подобным образом работают компании «второго эшелона». Так, «Петромеда» учреждена бизнес-партнером Владимира Селегеня Иваном Киселевым, действующим учредителем «Арсенала». Кроме того, «Петромеда» расположена по тому же адресу, что «Инвитэк» и имеет с ним одинаковые контактные номера телефонов.
У «Петромеда» заключено четыре контракта с НМИЦ им. Алмазова на 474,5 миллиона рублей. Все контракты заключались без торгов и стоимость каждого была снижена ровно на 1%. Вероятно, с целью создания иллюзии конкурентной борьбы. Также у «Петромеда» шесть контрактов с клиникой Святителя Луки на 111 миллионов рублей. Все шесть тендеров проводились без аукционов и без малейшего снижения НМЦК. Аналогично произошло с тремя тендерами на 15 миллионов рулей на поставки медоборудования в больницы Петроградского района. В 18 госзакупках из 55 «Петромеда» проиграла, в этих случаях снижение максимальной цены контрактов в среднем составляло 20%.
Третьей компанией, которая может иметь отношение Владимиру Селегеню и расположенной по адресу «Инвитэк», является ООО «Актант». Она специализируется по поставкам в НМИЦ им. Р.Р. Вредена и Городскую больницу №15. С ними у фирмы заключено 24 контракта на сумму более 142 миллионов рублей. 14 из них заключались по максимальной стоимости, 7 с незначительным ее снижением и только в 3 случаях на торгах присутствовали конкуренты, что привело к падению НМЦК вплоть до 10%. А в 23 конкурентных аукционах компания просто проигрывала, при этом снижение цены контракта в этих случаях достигало 30-40%.
Под одной крышей с «Арсенала»
Компании, зарегистрированные по адресу «Арсенала», также как «Актант» работают на заказы НМИЦ им. Р.Р. Вредена и Городской больницы №15. У ООО «Архимеда» заключено с ними 30 контрактов на 365 миллионов рублей. 23 из них заключено без проведения аукционов ввиду отсутствия конкурентов, в двух случаях соперники присутствовали, но их предложения также были максимально приближены к НМЦК. А в пяти тендерах «Архимеда» самостоятельно снижала стоимость предложения для создания видимости его рыночной обоснованности, но на крайне незначительные суммы. Например, в одном из тендеров разница между НМЦК и предложенной ценой составила всего 1 рубль.
Но стоило появиться заинтересованным в контрактах конкурентах, как «Архимеда» проигрывала. Соперники свободно снижали в своих предложениях максимальную цену на 10-20%, вплоть до 69%.
Также зарегистрированная по адресу «Арсенала» компания ООО «СЗМ» имеет шесть контрактов с НМИЦ им. Р.Р. Вредена на 33,6 миллиона рублей. Пять тендеров «СЗМ» выиграла без конкурентов, не снижая, или с минимальным снижением НМЦК. И только в одном случае присутствовал конкурент, что позволило снизить цену контракта на 11%. Четыре тендера «СЗМ» были проиграны, так как конкуренты оценивали свои предложения в среднем на 30% ниже, вплоть до 53%.
Все признаки картельного сговора
Федеральная антимонопольная служба регулярно выявляет в Санкт-Петербурге картели в самых разных сферах. Так, 17 ноября стало известно о сговоре «дорожников». По одному из госконтрактов, стоимостью 98,9 миллиона рублей, поступили заявки от четырех компаний. При этом у всех четырех заявок снижение стоимости от НМЦК не превышало 1%, а подавались они, как установила ФАС, одним человеком с одного IP-адреса.
В 2019 году ФАС был выявлен крупный картель поставщиков медицинского оборудования. В течении трех лет компании симулировали конкурентную борьбу, завышая тем самым стоимости контрактов. Они даже оказывали влияние на чиновников, отвечавших за формирование тендеров.
«Выявлено, что сговор зарождался еще в момент предоставления коммерческих предложений бюджетным организациям, т.е. на момент формирования начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). В итоге такие договоренности увеличивали НМЦК в некоторых случаях в два раза. Учитывая последующее незначительное понижение цены в ходе торгов (от 0,5% до 1,5%), участники картельного соглашения таким образом обеспечивали себе сверхприбыль», - сообщает ФАС.
Признаки картельного сговора были стандартные – одни и те же IP-адреса, контактные данные, сотрудники.
«В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом было установлено, что организации при участии в электронных торгах использовали одни и те же IP-адреса, а иногда синхронно изменяли их; имели одинаковые контактные данные. Компании-конкуренты имели общих сотрудников, использовали одну инфраструктуру, вели совместную административно-хозяйственную деятельность» - пишет ФАС.
Как видно, связанные Вячеслава Макарова компании имеют схожие признаки – одни и те же адреса, контактные данные и связанные друг с другом учредители. Присутствует лишь одно отличие – они даже не пытаются создавать видимость конкуренции, лишь изредка снижая НМЦК на 1%. В основном они сразу дают максимальную стоимость контракта и ожидают, когда комиссия признает аукцион несостоявшимся и оформит контракт как закупку у единственного поставщика.
Статистика закупок у единственного поставщика в связи с признанием аукциона несостоявшимся давно отслеживается надзорными органами. Доля таких контрактов в целом по стране колеблется в районе 5-7%. Но так или иначе связанные с Селегенем компании заключают более 90% таких контрактов, что явно выбивается из общей статистики. Очевидных причин, почему эти фирмы не встречают конкуренции нет – они не являются дистрибьютерами уникального оборудования, а их цены на поставки почти всегда максимальны.
Учитывая факты, что сумма контрактов всех шести компаний из вероятного картеля превышает 6,3 миллиарда рублей, порядка 90% контрактов заключалось без конкурентов, а снижение НМЦК при наличии конкурентов в среднем происходило на 20%, среднестатистический показатель в рассмотренных нами контрактах, то по первичным расчетам получается, что сумма вероятного ущерба городу может превышать 1,1 миллиарда рублей.
Установить причину, по которой «Инвитэк», «Арсенал» и другие компании столь часто оказываются единственными участниками торгов смогла бы проверка ФАС. Тем более, что Минфин давно обратил внимание на деятельность подобных компаний. Еще в 2019 году министерство предложило новый порядок согласования госконтрактов с единственным поставщиком. Так, предлагалось, что если поставщик оказался единственным в следствии несостоявшихся торгов, а сумма контракта превышает 1000 рублей, то о закупке в обязательном порядке должна быть проинформирована ФАС. С июня 2020 года это правило начало действовать и теперь антимонопольщики вправе проверить любую подобную закупку.
В связи с этим мы призываем ФАС обратить пристальное внимание на деятельность компаний «Инвитэк», «Арсенал», «Петромеда», «Архимеда», «СЗМ» и «Актант» на предмет антиконкурентных сговоров и возможных коррупционных связей со спикером Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вячеслава Макарова.