"ЮВТ Аэро" о боингах "ВИМ-Авиа": "Зачем нам это барахло?"

Петр Трубаев не станет покупать лайнеры рухнувшей авиакомпании, несмотря на понижение начальной цены до минимального уровня

"ЮВТ Аэро" о боингах "ВИМ-Авиа": "Зачем нам это барахло?"
© Реальное время

Как стало известно "Реальному времени", для участия в торгах по продаже наследства скандально обанкроченного авиаперевозчика "ВИМ-Авиа" не было подано ни одной заявки. Два схожих авиалайнера Boeing-757-200, выставленных отдельными лотами, но с разной ценой в 259,7 млн и 756,9 млн рублей, остались невостребованными. Главного претендента на "наследие" перевозчика — татарстанскую авиакомпанию "ЮВТ Аэро" — не устроил, прежде всего, почтенный возраст самолетов (около 25-30 лет). "Зачем нам это барахло? Чтобы вкладываться еще больше в ремонт?!" — говорит гендиректор "ЮВТ-Аэро" Петр Трубаев. При этом он заверяет, что региональная авиакомпания не отказалась от планов обновления флота бразильскими Embraer 190, которые должны поступить в начале 2021 года.

Боинги "ВИМ-Авиа" в ожидании покупателей

Повторные торги по продаже двух поддержанных самолетов Boeing-757-200, которые эксплуатировались обанкроченной авиакомпании "ВИМ-Авиа" на туристических маршрутах, снова признаны не состоявшими. Ни на один из лайнеров не поступило заявок от претендентов, сообщил оператор торгов "Российский аукционный дом" на своей электронной площадке. Конкурсный управляющий "ВИМ-Авиа" Вячеслав Кононов подтвердил "Реальному времени" нулевые результаты торгов 4 декабря, но отказался от комментариев. Новая дата аукциона пока не назначена.

На декабрьские торги лайнеры выставлялись повторно после первой провалившейся торговой сессии в начале этого года. Как следует из извещения конкурсного управляющего, самолеты выставлялись отдельными лотами, но с сильно отличающимися друг от друга начальными ценами на схожие типы самолетов. Boeing-757-200 под регистрационным номером RA-73016 с установленными на нем двигателями и силовой установкой был выставлен за 288,6 млн рублей, а его "близнец" Boeing-757-200 под регистрационным номером RA-73017 с двигателями и силовой установкой, но находящийся в залоге у ООО "РНГО", уже за 841 млн рублей. Для сравнения, каталожная цена Boeing-757-200 с учетом пошлин и НДС составляет $104 млн.

Все это время техника находится на хранении в аэропорту "Жуковский". Фото A.Savin / wikipedia.org

Минус 10%

На повторных торгах схему продажи сохранили прежней, но понизили цены на 10%. Первую машину выставили за 259,7 млн рублей, вторую — за 756,7 млн рублей. Большое различие в начальных ценах объясняется тем, что вторая машина — "залоговая". Как известно, ООО "РНГО", близкое к структурам "Татнефти", в свое время выкупила у банка "Зенит" долги авиакомпании "ВИМ-Авиа" на 3 млрд рублей.

Все это время техника находится на хранении в аэропорту "Жуковский", говорится в материалах конкурсного управляющего. Можно догадаться, что за три года простоя после прекращения деятельности "ВИМ-Авиа" самолеты не проходили технического обслуживания. Интересу к покупке техники должно было поспособствовать то, что крупные банковские структуры, например, ВТБ Лизинг, перестали заключать сделки по лизингу авиатехники. Но вопреки сбросу цены, покупателей все-таки вновь не нашлось. Следующие торги также пройдут с понижением цены на 10%.

"ЮВТ-Аэро" не отказалось от Embraer 190

Теоретически проявить интерес к подешевевшим машинам могла бы татарстанская авиакомпания "ЮВТ-Аэро", которая давно заявляла о готовности расширить географию полетов. Дальность полетов Boeing-757-200 — 4-7 тысяч км, что сопоставимо с бразильскими Embraer 190 (4,5 тысяч км), которые собралась покупать авиакомпания в этом году.

— Это старые поддержанные лайнеры. Зачем нам это барахло? Чтобы вкладываться еще больше в ремонт?! — категорически опроверг возможность такой покупки в разговоре с "Реальным временем" гендиректор "ЮВТ-Аэро" Петр Трубаев.

По его словам, допустимый "возраст" машины, которая могла бы заинтересовать его компанию — это 10 лет, "ну не больше 15 лет". Фото Максима Платонова

По его словам, допустимый "возраст" машины, которая могла бы заинтересовать его компанию — это 10 лет, "ну не больше 15 лет", допустил он. Устаревшая техника с проблемным техническим состоянием генерирует больше расходов, чем приносит прибыль, отметил он. С другой стороны, могут возникнуть сложности с продлением эксплуатационного ресурса этих машин. Тут нужно заметить, что формально у Росавиации нет ограничений по "возрасту" самолетов и все зависит от технического состояния. Так что при желании 25-30 лет не помеха для продажи.

По словам Трубаева, авиакомпания не отказалась от планов обновления флота бразильскими Embraer 190, которые необходимы были для полетов в Европу. Однако попросил пока не расспрашивать на эту тему. Ранее он говорил, что два борта компания намерена получить в первом полугодии 2021-го, а парк из семи 50-местных Bombardier CRJ200 канадского производства будет продолжать работать.

"Аэробратск" завис на 3 года

"ВИМ-Авиа" перестала выполнять летную чартерную программу осенью 2017 года, бросив туристов на зарубежных курортах. "Для вывоза пассажиров "ВИМ-Авиа" правительством РФ приняты директивы, предоставляющие право ПАО "Аэрофлот" использовать собственные средства в объеме до 1,8 млрд рублей для финансирования операционной и финансовой деятельности ООО "Авиакомпания "ВИМ-Авиа" на основании письменного указания Росавиации с последующей компенсацией в счет взаиморасчетов ПАО "Аэрофлот" с отраслью", — рассказывал тогда глава Росавиации Александр Нерадько.

В октябре 2018 года Арбитражный суд Татарстана признал ООО "Авиакомпания "ВИМ-Авиа" банкротом и открыл в отношении него конкурсное производство.

Одновременно с этим забуксовала продажа другого крупного актива "ВИМ-Авиа" — аэропорта ПАО "Аэробратск", который на 99% принадлежало Светлане Мурсекаевой — супруге Рашида Мурсекаева. Аэропорт является важной опорной базой освоения северных районов Восточной Сибири и Дальнего Востока. В ноябре акции ПАО "Аэробратск" выставлялись на торги по цене 495 млн рублей, но вновь не было подано ни одной заявки.

Как рассказал "Реальному времени" гендиректор ПАО "Аэробратск" Сергей Корытов, в течение трех лет аэропорт выставляется на торги, но не находит покупателей. "Мы уже не следим за этой (историей)", — признался он. Как следует из извещения конкурсного управляющего, арест на имущество комплекса был наложен два года назад Мещанским районным судом г. Москвы в рамках уголовного дела.

В октябре 2018 года Арбитражный суд Татарстана признал ООО "Авиакомпания "ВИМ-Авиа" банкротом. Фото Максима Платонова

По данным конкурсного управляющего, общий долг "ВИМ-Авиа" составляет 7,1 млрд рублей. Изначально крупнейшим кредитором компании являлся банк "Зенит", но долг перед ним в 3 млрд рублей выкупило "РНГО". Остальная часть задолженности пришлась на АКБ "Абсолют банк", АКИБ "Образование" , ГК АСВ, "Транскапиталбанк", АКБ "Авангард" и другие.

После краха "ВИМ-Авиа" ее владельцы Мурсекаевы покинули страну. В конце ноября Светлана Мурсекаева была объявлена в международный розыск и заочно арестована по обвинению в мошенничестве. Такое решение вынес Басманный суд Москвы по делу о махинациях "ВИМ-Авиа". В числе подозреваемых по делу проходят бывшие гендиректор компании Александр Кочнев, бухгалтер Екатерина Пантелеева, а также вице-президент Алевтина Калашникова и совладелец авиакомпании Рашид Мурсекаев. Оказалось, что 99% акций авиакомпании также принадлежат не ему, а его жене Светлане. Следствие считает, что супруги намеренно банкротили компанию, а когда махинации вскрылись, бежали из России.