Литва запуталась в собственной игре против прямых поставок СПГ из России

Желание Литвы уйти от российского ресурса демонстрируется уже давно, но поставки СПГ из России продолжаются, рассказал ФБА «Экономика сегодня» президент фонда исторических исследований «Основание» Алексей Анпилогов.

Литва запуталась в собственной игре против прямых поставок СПГ из России
© ФБА "Экономика сегодня"

Танкер с грузом российского сжиженного природного газа поступил в Литву. Согласно данным портала по отслеживанию судов Marinetraffic.com, газовоз Coral Fungia вышел из порта Высоцк в конце декабря и зашел в Клайпеду, доставив 9,5 тысячи кубометров топлива. Эксперт Алексей Анпилогов, оценивая транспортировку российского энергоресурса в Литву, отметил, что указанные объемы слишком малы.

В настоящий момент танкер пришвартован у Клайпедского СПГ-терминала. Следующая поставка из России состоится через несколько дней. Также Литва приобретает ресурс у Норвегии, которой Klaipėdos nafta переводит ежегодно определенную сумму.

Убыточный терминал Литвы

Терминал сжиженного природного газа Литва построила ради диверсификации поставок «Газпрома». Условная независимость при этом сильно бьет по карману Вильнюса. Поэтому Министерство энергетики Литвы намерено разработать законопроект, способный снизить стоимость поставок ресурса в Клайпеду. Это лишь подтверждает, что Вильнюс ведет двойную игру: покупает российский СПГ, параллельно демонстрируя борьбу якобы с монополией «Газпрома». При этом литовская сторона забывает об экономической целесообразности своих действий.

«Желание Литвы уйти от российского ресурса демонстрируется уже давно. Регазификационный терминал сжиженного природного газа выстроен несколько лет назад и неплохо работал в 2019 году. Для Литвы это достаточно серьезная заявка на фоне копеечных объемов потребления.

Основная идея Вильнюса заключалась в том, что с помощью игры на спотовом рынке можно «вылавливать» некоторое количество СПГ, который идет к европейским портам. То есть танкеры могут направляться в терминал в Роттердаме, Англии или, условно говоря, Франции или Германии, а потом выгружать часть в Литве или передавать в небольших СПГ-танкерах, отправленных Вильнюсом для перевозки», - рассказал эксперт.

Однако позже, добавляет Алексей Анпилогов, выявилась проблема – небольшие востребованные объемы. Литва не является премиальным рынком, потребляющим сотни миллиардов кубометров газа.

«Большими танкерами газ в Литву не доставляется, а перевозка мелкими лишь удорожает энергоресурс. Перевалка с терминала в Роттердаме обходится дополнительными затратами. Но в 2019-2020 годах Литве повезло, так как СПГ упал в цене вслед за глобальной экономикой. Операторы судов, трейдеры были согласны торговать ресурсом с Литвой даже при условии выгонки танкера в Клайпеду. Но к концу 2020 года ситуация изменилась, азиатские страны сняли карантинные ограничения и вышли на подъем экономики, стоимость природного газа и СПГ выросла.

Литва столкнулась с тем, что на коротком плече теперь согласны работать только те страны, которые расположены рядом. Речь идет о России, у которой есть «Ямал СПГ», собственный флот. Поэтому теперь формально СПГ может числиться поставленным в Клайпеду, например, из Роттердама, но производителем газа окажется Россия. В этом заключается главная беда Литвы, которая выкинула деньги на строительство регазификационного терминала сжиженного природного газа», - объяснил собеседник агентства.

Ситуацию, созданную правительством Литвы, усугубляет давление Соединенных Штатов Америки, которые навязывают Вильнюсу свой сжиженный природный газ ради его продвижения на рынок Европейского союза.

Вильнюс провалил стратегию против РФ

Поставки СПГ на терминал в Клайпеде в прошлом году достигли уровня в 2,27 млрд кубометров, что на 70% больше, чем годом ранее. Это связано с падением спотовых цен и возможностью закупать СПГ дешевле, чем трубопроводный газ. Необходимое количество СПГ для терминала в Литве составляет четыре стандартных СПГ-судна. Иными словами, потребность измеряется в 3,9 тераватт-часах природного газа в год.

Ежегодно литовская госкомпания Ignitis обязана закупать технологический газ для работы терминала в Клайпеде и обеспечивать поставку около 400 млн кубометров, но это привело к тому, что в прошлом газовом году такие действия обошлись почти во столько же, во сколько обслуживание инфраструктуры терминала и судно по регазификации.

Убыточность предприятия заставит власти пересмотреть в 2021 году объем ради эффективной работы и лучшей цены для потребителей. По мнению литовского министра энергетики Дайнюса Крейвиса это «можно обеспечить только путем полной деполитизации процедуры установки необходимого количества СПГ и передачи ее регулятору».

«Помимо желания отказаться от российского газа Литва собиралась подмять под себя весь прибалтийский рынок и, вероятно, снабжать Белоруссию, которая, как подразумевали в Вильнюсе, может поссориться с Россией. Но сложилась парадоксальная ситуация, из-за того, что таких желающих оказалось много. Например, в польском Свиноуйсьце построили СПГ-терминал. Он фактически конкурирует с литовским терминалом», - отметил эксперт.

Последнее, добавил Алексей Анпилогов, демонстрирует отсутствие интереса мирового газового рынка к прибалтийским мышам, считающим себя тиграми. Россия в данном случае не ощущает на себе негативного влияния от действий стран, следующих примеру Литвы и желающих отказаться от энергоресурса, поставляемого «Газпромом» или «Новатэком» – при любом сценарии российский газ останется востребованным.