Литва отпилила газовый сук собственной экономики

Борьба с СПГ «Нафтогаза» и энергетической зависимостью от РФ превратилась в проблему для самих литовцев, заметил ФБА «Экономика сегодня» заместитель руководителя Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Литва отпилила газовый сук собственной экономики
© ФБА "Экономика сегодня"

Klaipedos Nafta сообщает, что рыночная доля «Новатэка» в литовском импорте СПГ в 2020 году увеличилась до 15%.

Это обстоятельство вызвало опасения литовских спецслужб, что российская компания «Новатэк» может захватить энергетический рынок Литвы и еще больше привязать страну к газовым поставкам из России.

Литовцы политизируют энергетику

Политизация энергетики является стандартной линией для прибалтийских республик. Полтора года назад эстонцы пытались бороться с «Газпромом» с помощью закупок СПГ у «Новатэка» через терминал в литовской Клайпеде.

Однако рынок СПГ и трубопроводного газа являются разными историями: если магистральные трубопроводы «Газпрома» еще можно увязать с геополитикой, то рынок сжиженного газа носит глобальный характер и напоминает нефтяной.

На европейском рынке СПГ существует предложение, которое затем распределяется между потребителями. И нет разницы, откуда пришел газ: существует свободный рынок энергоресурсов, а главный вопрос заключается в цене.

И без СПГ «Новатэка» не обойтись: российская компания заняла прочное место на европейском энергетическом рынке благодаря тому, что ее проект «Ямал СПГ» территориально близок к старому континенту.

Если в 2019 цены на газ упали, то сегодня цены СПГ на европейских биржах снова в два раза дешевле, чем в Азии. Из-за этого европейским потребителям, включая литовцев, не из чего выбирать и придется мириться с «Новатэком».

В Евросоюзе кроме Литвы никто проблемы из этого не строит, потому что это обычная рыночная экономика.

«Применение понятия энергобезопасность не имеет смысла даже к трубопроводному газу. Об энергобезопасности можно говорить с точки зрения инфраструктуры и предложения на рынке. Так что заявления Литвы надуманы», - констатирует Гривач.

Газовая политика Вильнюса бьет по литовской экономике

Средняя зависимость от импорта источников энергии в странах ЕС составляет 50%, но Литва и тут выделяется. Литовская экономика зависит от импорта источников энергии на 74,7%, поэтому борьба с Россией усугубляет ее положение.

Газ составляет 23,1% энергетического потребления Литвы. Для борьбы с «российской угрозой», в Клайпеде был построен СПГ-терминал, но этот объект счастья литовцам не принес. Он создавался не только под Литву, но и под Латвию с Эстонией.

Пропускная способность терминала составляет 4 млрд кубов газа при внутреннем спросе в 3 млрд кубов. 1 млрд кубов литовцы собирались экспортировать, но в реальности загрузку терминала обеспечивают законодательные требования Литвы.

Литовские компании обязаны закупать СПГ через терминал в Клайпеде, в противном случае закупки сжиженного газа снизились бы до минимумов: даже в таких жестких условиях закупки Литвы у «Газпрома» составили в 2019 году 1,3 млрд кубов газа.

«Литовские и прибалтийские рынки не являются большими, поэтому возня с «энергобезопасностью» и «зависимостью от российского газа» приводит к тому, что сырье становится для литовцев более дорогим», - заключает Гривач.

Прибалтийские экономики являются не самыми богатыми в ЕС, и такое увеличение стоимости газа для них критично.

«Перед нами пиление литовцами сука, на котором они сами сидят», - резюмирует Гривач.

С российским СПГ борется европейский аутсайдер

Энергетическая политика Литвы накладывается на статус Литвы, как европейского аутсайдера.

Литва является самой дотационной страной ЕС, причем за последние полтора десятилетия ситуация только ухудшилась. Литва превратилась в депрессивную страну, где существуют только сфера услуг, пенсионеры, клайпедский порт и антироссийская повестка.

Политолог Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что литовская позиция по СПГ «Новатэка» является странной.

«Мы разве насаждаем Литве новатэковский газ? Так что это абсурд, а что касается европейской политики по Литве, то ее антироссийский курс объединенной Европой поддерживается. Достаточно посмотреть на европейские заголовки, в которых закон о статусе русского языка в Молдавии объявляется вредным, а закон о статусе албанского языка в Северной Македонии – полезным», - констатирует Брутер.

Литва и Молдавия - это совершенно разные государства, но антироссийский подход ЕС по отношению к ним идентичен.

«Лавров вчера правильно заметил, что западные товарищи по таким случаям говорят «это другое дело». Заявка на сдерживание РФ как была, так и будет в Европе вместе с борьбой с Москвой, как конкурентом», - заключает Брутер.

Прибалтика, Украина, Грузия и Польша используются как санитарный против РФ, и в этом качестве они нужны коллективному Западу.

«Излишнее рвение прибалтов европейцам не нравится, но возражать против этого него не будут. Во-первых, из-за их геополитического статуса, а во-вторых, из-за того, что внутренняя политика там курируется американцами», - резюмирует Брутер.