Финансист объяснил разницу между рисковым вложением и инвестированием

Для правильного использования фондовых инструментов надо обращаться к консультантам, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» доцент Департамента экономической теории Финансового университета при Правительстве РФ Петр Арефьев.

Финансист объяснил разницу между рисковым вложением и инвестированием
© ФБА "Экономика сегодня"

Первый заместитель председателя Центробанка РФ Сергей Швецов призвал граждан разделять сбережения и инвестиции.

Несколько сот тысяч россиян вложили 600 млрд рублей в сложные продукты, причем большинство составляют неквалифицированные инвесторы, т. е. люди без знаний и профессионального опыта, которые использовали личные сбережения.

Швецов считает, что для развития финансовой грамотности в РФ необходимо донести до людей понимание, что в мире существуют финансы, нужные для формирования «подушки безопасности», и вложения с целью долгосрочного накопления. Сбережения не должны использоваться для инвестиций, а только в качестве «подушки безопасности», сохраненной на черный день.

Для накопления вклада на ипотеку Швецов рекомендует использовать гособлигации, а для сбережения вклады с гарантированной государством страховкой на сумму в 1,4 млрд рублей, однако таких заявлений регулятора мало для решения проблемы.

Граждане должны обращаться к консультантам

Россияне несмотря на 30 лет «рыночной экономики» так и не научились распоряжаться деньгами. У нас не сложилось культуры сбережения, накопления и инвестиций, которая в течение сотни лет является основой западной экономики.

С другой стороны, вложение денег, в том числе и последних, в рисковые активы не является чисто российской чертой – трамповские пособия в «коронакризис» привели к перегреву американского рынка криптовалют и других рисковых активов..

Простые граждане США использовали свалившиеся на них лишние деньги для игры на финансовом тотализаторе.

«В нашей стране часто сначала делают, а затем думают. Надо было предупредить людей, чтобы те перед вложением средств в фондовый рынок обратились к финансовым консультантам за разъяснением ситуации», - констатирует Арефьев.

На рынке достаточно компаний, способных квалифицированно подсказать гражданам, куда им лучше вложить средства.

«В России были созданы условия для того, чтобы граждане могли инвестировать в фондовый рынок, но не идет разъяснительной кампании по телевизору. Весь 2020 год новости были только про коронавирус. Не было сделано необходимых предупреждений, что вкладывать деньги просто так неправильно, и что необходимо проконсультироваться со специалистами», - резюмирует Арефьев.

Подобная консультация предполагает передачу части инвестиционного дохода консультантам, но это обезопасит средства.

«Граждане при помощи консультантов сохранят основную массу средств, получат налоговый вычет в 13% в случае, если на рынок они вложат менее 400 тысяч рублей. Учитывая средний уровень вложений, это касается большинства граждан», - заключает Арефьев.

Арефьев считает, что граждане должны вкладываться в компании, которые не только обладают потенциалом роста, но и гарантируют сохранность инвестиций: большинство граждан стремится сберечь, а не приумножить средства.

Проблемы с этим появились после того, как в РФ был введен налог на доходы с депозитов. Учитывая падение процентных ставок в банках, такие вложения стали невыгодными, из-за чего граждане обратились к инструментам фондового рынка.

«Сейчас много рисковых активов: крипта и многое и другое. Часть из этого быстро перестает существовать, поэтому если бы граждане обратились к консультантам, то они бы сберегли деньги и получили выгоду», - констатирует Арефьев.

Частные инвестиции помогут российской экономике

Если брать общероссийские проблемы, то главный вопрос в том, а могут ли такие инвестиции стать инструментом эффективного роста российской экономики. Очевидно, что нет смысла рассчитывать на иностранные инвестиции.

«В РФ почти нет иностранных инвесторов. Фирмы, проходящие под этой характеристикой, как правило, приписаны к Кипру, Люксембургу и т. д. Это деньги, которые предприниматели выводят, а затем возвращают в страну в качестве иностранных», - резюмирует Арефьев.

Для борьбы с этим РФ инициировала переподписание налоговых соглашений с Кипром, Мальтой, Люксембургом и Нидерландами.

«Ранее иностранные инвестиции облагались у нас льготами. Наш выпускник Михаил Прохоров выступал в 2011 году и говорил, что при вложении денег из российских фирм он платит налог в 15%, а из иностранных – 5%», - заключает Арефьев.

Это создает ненужные проблемы, поэтому важно открытие фондового рынка для неквалифицированных инвесторов. Средства, которые раньше лежали на банковских счетах, теперь напрямую уходят в российскую экономику.

«Главное обеспечить их приход в компании, обладающими хорошим потенциалом роста, а для того, чтобы граждане ничего не теряли из-за отсутствия компетенций, они должны сходить к консультантам», - констатирует Арефьев.

Тогда граждане не вложат деньги в фирмы-однодневки и не потеряют честно заработанное. Эта проблема присуща не только России: на западном рынке недавно быстро росли компании, чей лейбл был похож на фирму Tesla.