Руслан Сулейманов: Мы – продавцы адреналина

«Советский спорт» продолжает серию интервью с руководителями крупнейших букмекерских компаний.

Руслан Сулейманов: Мы – продавцы адреналина
© Советский спорт

Мы привыкли к тому, что в названии букмекерских контор присутствуют слова «ставка» или «bet». Но редко в бренде заложен именно конкретный вид спорта. С названия компании мы и начали разговор с генеральным директором, соучредителем российской БК Tennisi.BET Русланом Сулеймановым.

— Почему вы решили связать бизнес и теннис?— Это давняя история. Нашей компании много лет. В девяностых люди, которые стояли у истоков, решили запустить в Англии биржу на теннисе, сделали стартовые инвестиции, начали работать на домене «www.tennisi.com». Но время диктовало свои условия и добавился функционал классического букмекера. Появился определенный вес, начало прирастать «мясцо». И если сначала нас знали только на Западе, то чуть позже стала доступна и русскоязычная версия, после чего мы стали известны и дома. А потом в какой-то момент биржа ставок на теннис пришла в упадок, а классический букмекер, наоборот, набирал обороты. Но мы решили, что менять название не имеет никакого смысла. Не хотелось делать банальные шанхайские вывески типа: удар, гол, пенальти. Считаю, что мы выделяемся из общей массы, а выделяться из общей массы – это про нас.

— Четыре месяца самоизоляции и отсутствия крупных турниров сильно ударили по бизнесу?— Тяжелые времена сейчас не только у букмекеров. Особенным был тот период, когда не только спорта не было, а когда из дома почти никто не выходил. Серьезный стресс был во всем мире. Но чем букмекерская отрасль отличается от какой-либо другой? У нас, как ни крути, все-таки есть жирок. Серьезная игорная деятельность не может не иметь резерва. Мы же не застрахованы от крупного проигрыша и рассчитаться нужно немедленно, поэтому у букмекеров есть запас. И относительно других мы легко прошли самые тяжелые месяцы пандемии, когда почти вся планета остановилась. Чувствовали уверенность, что мы спокойно преодолеем кризис. Все-таки было понятно, что эта ситуация не навсегда. К примеру, невозможно представить, чтобы Лига чемпионов исчезла. Хотя, конечно, были сделаны существенные шаги для оптимизации расходов.

— Как выдерживаете конкуренцию с такими акулами, как «Лига ставок» или «Фонбет», реклама которых присутствует практически на всех возможных ресурсах?— Мы не стремимся быть «везде». Да, у нас нет таких бюджетов, как у компаний, которые вы назвали. Но мы отчетливо понимаем, что у человека, который делает ставки на спорт, в телефоне есть несколько приложений. И наша задача, чтобы приложение «Тенниси» появилось в телефоне каждого игрока - хотя бы под номером «3». Ведь не секрет, что люди, которые, к примеру, хотят поставить на «Спартак», изучают предложения нескольких контор и выбирают лучшую линию. Но для того, чтобы быть в лидерах, нужно проделать огромную работу, все это не делается по мановению волшебной палочки. И в первую очередь мы хотим донести до пользователей философию нашей компании. Искренне считаем, что беттинг — это прежде всего развлечение. Человеку, который делает ставку, нужна в первую очередь эмоция, а на втором месте уже азарт. Мы – продавцы адреналина, наша задача - добавить эмоций при просмотре спортивных событий. Эта философия присутствует везде: в веселых рекламных роликах, в наших социальных сетях. Хотелось бы привлечь даже тех, кто никогда не ставил ни копейки, ведь от нас они могут получить интересную информацию о спорте. То есть мы где-то стараемся быть креативным СМИ.

— Насколько хорошо развит ваш Инстаграм? — Не могу сказать, что мы так же популярны, как, скажем Sports.ru, но наш аккаунт в Инстаграм стабильно смотрят 50000 человек. Это очень хорошие цифры. У нас есть некий стиль, где мы с юмором и сарказмом предоставляем спортивные новости. Сейчас готовим к запуску портал tennisi.info, который объединит все наши социальные сети в единое целое. Необходимо общаться с целевой аудиторией.

— Вам удалось привлечь в качестве амбассадора очень известного блогера, в прошлом профессионального футболиста Евгения Савина. А кто еще является послом вашего бренда?— Очень избирательно относимся к этому вопросу. Мы не набираем их пачками. Наш принцип - человеку должен быть близок дух компании, мы должны быть на одной волне. У нас было два основных амбассадора. Первый — Юрий Дудь, с которым, правда, проработали мы не очень долго – 2017 и 2018 годы. Тогда он только начинал свой успешный проект на YouTube. Наше сотрудничество прошло успешно и плодотворно. И вот после этого мы заключили контакт с коллегой и другом Юрия — Женей Савиным. Нам очень нравятся его взгляды на жизнь. Он за правду, он яркий, он не такой, как все. Ему, кстати, тоже очень комфортно с нами. Отношения неформальные, дружеские, что делает совестную работу очень приятной. Общаемся напрямую, без юристов и менеджеров.

— Что касается закона о том, что букмекеры должны часть прибыли отдавать на развитие спорта. Насколько он больно ударил по вам? Реально ли деньги уходят по назначению?— Вопрос очень сложный. Сегодня, пока не вступил в силу новый закон, мы не чувствуем, а знаем, куда идут средства – платим целевые отчисления напрямую федерациям (ставки на события которых принимает букмекер). А как их дальше тратит, к примеру, федерация биатлона – это уже их зона ответственности. Но мы точно знаем, что наши средства туда попали. Сейчас же мы будем отчислять в какую-то специально созданную организацию, которая и будет распределять потоки. Куда и как они пойдут – не имеем понятия. Рассчитываем, что новая структура будет активно помогать именно спорту, и чтобы деньги были не «распилены». Что касается того, ударил ли по нам сам закон – однозначно да. Это касается, как крупных, так и маленьких компаний. Во-вторых это бьет минимальной суммой целевых отчислений - 120 миллионов рублей в год. Сумма очень большая!

— То есть 120 миллионов — это минимальный платеж за право вести бизнес?— Абсолютно верно. И это очень неприятный груз, который ложится на плечи маленьких компаний. Тут либо неси его, либо закрывайся. Совершенно точно, что не все выдержат эту нагрузку. Я знаю как минимум три-четыре конторы, которые всерьез собираются уходить с российского рынка. А по большим игрокам ударит вторая ветвь этого закона - отчисления со всех принятых ставок в размере 1,5 процента. Получается гигантская сумма! Когда обычный обыватель слышит, то даже смеется. Подумаешь - полтора процента, и так гребете деньги лопатой, что вам еще плакаться! Но тут надо понимать, о каких полутора процентах идет речь. Дело в том, что разговор идет обо всей выручке букмекера. А конторы оставляют себе в лучшем случае всего пять процентов прибыли. То есть, к примеру, если мы примем на матч Евролиги равную ставку, с коэффициентом 1.9, а один игрок поставит миллион рублей на одну команду и другой миллион на другую, то мы с этих двух миллионов 1,9 миллиона в любом случае будем должны выплатить. И еще 1,5 процента от 2 миллионов отдать государству. При чистой прибыли всего в 5 процентов! При таких раскладах выходит, что букмекер платит государству, ну, минимум 25 процентов с прибыли! Вы где такой налог в мире видели? Чтобы просто так - бах, а давайте мы у вас четверть заберем! Можно это было сделать плавно и посмотреть, как компании справляются с нагрузкой, а не сразу отбирать целую четверть.

— Как это отразится на крупных конторах?— Даже не знаю, весь есть огромные обязательства в виде спонсорства и рекламных контрактов. Значит, будет сокращение бюджетов на помощь клубам, лигам, федерациям. Не сможем мы больше поддерживать спортивные СМИ, которые только на нас и держатся. Убери сейчас с МАТЧ ТВ рекламу букмекеров - и непонятно, сможет ли работать канал? Так и хочется спросить: «Мы этот закон делаем, чтобы помочь спорту или для чего?» Нас этот закон коснется однозначно. Будем пересматривать свои спонсорские контракты.

— Расскажите о них поподробнее.— Мы являемся генеральным партнером Высшей хоккейной лиги (ВХЛ), а также официальным спонсором ХК «Лада» (Тольятти). На следующий год было запланировано подписание соглашений еще с четырьмя командами из ФНЛ. Но теперь о новых контрактах речи идти не может, и мы будем вынуждены встречаться с нашими хоккейными друзьями, чтобы пересмотреть условия. А мы хотели развиваться, идти в регионы…Пока это все откладывается.

— А почему вы выбрали именно хоккей?— Если говорить откровенно - нам больше нравится футбол. Но мы не смогли бы перекрыть суммы, которые давали более крупные компании. В гонке вооружений с ними тягаться не было смысла. И мы ничуть не пожалели, потому что в хоккее работать очень приятно — быстро нашли общий язык.

— Вы начинали бизнес в Англии, но вернулись в Россию. Сейчас смотрите в сторону Запада?— Сейчас мы не работаем за пределами СНГ. Но планы есть, есть предложения от заинтересованных лиц и компаний в плане сотрудничества. Пока в активную фазу переговоров не вступили, потому что заканчиваем разработку нового приложения. Нам будет нужно обкатать его в СНГ, а потом пойти в другие страны.

— Но есть вселенские планы? Зайти на рынок Испании, Англии, Германии?— Конечно, у коллег уже есть фантастические кейсы по рынкам Европы, Южной Америки, Африки. У наших компаний топовые и качественные разработчики. Не будем забывать, что Telegram родом из России. Более того, у нас уровень конкуренции среди букмекеров самый высокий в мире. У нас 20 компаний на ничтожную армию (по сравнению с другим миром) людей, которые интересуются спортом. В Испании каждая бабушка знает состав клуба своего города. В России такого близко нет, целевая аудитория – 2 процента от 145 миллионов населения. При этом на нашем маленьком рынке толкаются около двадцати крупных игроков. Пройдя такую конкуренцию, мы ничего не боимся, у нас стальные хребты. Если бы у нас спорт любили как в Англии, Греции или Италии, мы уже весь мир бы захватили! Привыкли тратить 95 процентов прибыли на развитие, сотни программистов трудятся над новейшими разработками. В Европе такого близко нет. Так что нам по силам идти вперед. Потенциал огромный – нам еще Азию нужно завоевать...