РЖД захватит новые пути. Странные маневры госмонополии

РЖД создает нового контейнерного перевозчика в России. Заместитель гендиректора госмонополии Алексей Шило заявил, что новая компания будет закупать контейнеры, в том числе специализированные», рассматривается и приобретение платформ.

РЖД захватит новые пути. Странные маневры госмонополии
© Konkurent.ru

Речь идет о контейнерном операторе «РЖД Бизнес Актив». Компания была создана в ноябре прошлого года, ее генеральным директором стал Вячеслав Сараев, руководитель «Трансконтейнера» с 2018 г. по февраль 2020-го. Много лет он отработал в «Евразе» и считается креатурой Романа Абрамовича.

Год назад Абрамовичу не повезло с аукционом по продаже «Трансконтейнера» (продавали компанию как раз РЖД), где его обошел Сергей Шишкарев, владелец группы «Дело». Летом текущего года группа «Дело» консолидировала 100% акций ПАО «Трансконтейнер», выкупив 0,358955% ценных бумаг у миноритарных акционеров. Стоимость одной акции составила 8 679 руб.

«Дело», как известно, тесно сотрудничает с госкорпорацией «Росатом», которая в свою очередь стала управляющей компанией ВМТП, главного на сегодня актива FESCO. Кроме того, «Дело» владеет оператором контейнерных терминалов Global Ports (контролирует ООО «Восточная стивидорная компания» в порту Восточном).

«РЖД Бизнес Актив» на данный момент, сообщил Шило, пользуется привлеченным парком, у него в пределах 1,5 тыс. контейнеров в управлении, в перспективе по мере роста масштаба планирует докупать парк. Вопросы приобретения контейнеров, в частности, переданы новому оператору с «РЖД Логистики».

«РЖД Бизнес Актив» – это попытка номер два РЖД зайти на самый растущий и маржинальный рынок в перевозках. В будущем новая структура РЖД должна получить контракты и клиентскую базу, а также «дочку» РЖДЛ – Far East Land Bridge (FELB, специализируется на железнодорожных перевозках в контейнерах из Китая, Южной Кореи и Японии в Европу и Россию и обратно по Транссибирской магистрали).

В свою очередь, центральная дирекция по управлению терминально-складским комплексом монополии может передать в аренду новой структуре на 49 лет 11 ключевых терминалов – от Мурманска до Гродеково.

Возможное создание конкурента «Трансконтейнеру» уже обеспокоило Шигшкарева. «Как представляется, такой шаг менее чем через год после приватизации «Трансконтейнера» нарушает дух договоренностей, которые обсуждались на этапе подготовки и проведения конкурса по продаже его контрольного пакета, включая неизменность базовых условий рынка контейнерных перевозок в среднесрочной перспективе»,— говорил недавно Шишкарев.