Войти в почту

Берег для изгоев. Почему «крымский офшор» не решит проблему инвестиций в полуостров

Правительство хочет превратить Крым в офшор, чтобы защитить инвесторов от санкций. Однако эксперты предупреждают, что компании, участвующие в проектах на полуострове, всё равно рискуют стать изгоями на мировом рынке. В чём причина — в разборе «Секрета». Что произошло Минэкономразвития РФ разработало законопроект, по которому в Крыму и Севастополе появятся свои «офшоры» — особые административные районы, где будет действовать режим полной конфиденциальности инвесторов. По замыслу ведомства, такой правовой режим поможет привлечь в Крым инвестиции и защитит российские компании от санкций США и Евросоюза, которые сейчас грозят за работу на полуострове. Данные о компаниях, которые инвестируют в крымские объекты, засекретят, а резиденты получат льготы от властей — нулевой налог на имущество в течение десяти лет и возможность пониженных тарифов страховых взносов (7,6%, в том числе 6% на пенсионное страхование) и другое. Впрочем, опрошенные «Секретом» эксперты предупреждают, что сама концепция «крымского офшора» содержит внутреннее противоречие. Кроме того, скрыть всю информацию не выйдет, и за инвестициями в крымскую экономику могут последовать новые санкции. «Отчётность компаний предполагает консолидацию информации о структурных подразделениях, рынках и т. д. Эта информация доступна внешним пользователям. Поэтому новый режим будет интересен, скорее всего, ограниченному числу инвесторов, готовых начать новое, отдельное от основного бизнеса, дело в рамках спецрежима, и держать это в тайне», — пояснил «Секрету» Дмитрий Парамонов. Как в Крыму офшор создавали С 2014 года, когда Россия оказалась под санкциями после присоединения Крыма, правительство не раз предлагало превратить полуостров в «цивилизованный офшор». «Если сейчас повесить на экономику региона дополнительную налоговую нагрузку, связанную с переходом на российское налоговое законодательство, то мы можем потерять действующий бизнес и не создадим условия для прихода нового. Плюс мы хотим создать в Крыму условия ведения бизнеса, аналогичные кипрским», — говорил в 2014-м министр по делам Крыма Олег Савельев. Но тогда создать офшор не вышло — правительство решило привлекать на полуостров реальный бизнес. К инициативе вернулись в 2018 году. Тогда председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков заявил : «Я всегда был сторонником того, чтобы Крым был не просто особой экономической зоной, но и в определённом смысле офшором, чтобы в Крыму действовали юридические нормы, которые позволяют работать разным формам, в том числе скрывающим реальных собственников той или иной компании, которые зарегистрированы в крымской юрисдикции. Пока этого не удалось сделать». У того, что власти вновь заинтересовались этой темой в 2021 году, есть всего две причины, считает к. э. н. преподаватель Школы бизнеса «Синергия» Даниил Петухов. Первая связана с ростом информационного фона, связанного с санкционным давлением со стороны стран Запада на Россию. Вторая — в том, что уровень частных, негосударственных инвестиций в регион явно недостаточен. Риск стать изгоем на мировом рынке, шантаж и другие риски Для опрошенных «Секретом» экспертов остаётся загадкой, как новый офшор может работать, если его основная идея — скрывать инвестиции в ситуации, когда рынки становятся всё более и более прозрачными. Создание такой зоны дискредитирует Россию, предупреждает Дмитрий Парамонов. «Основная международная тенденция — режим максимальной нетерпимости к использованию корпоративных образований для отмывания средств, полученных преступным путём (включая коррупцию) и максимальная прозрачность в вопросах владения компаниями», — пояснил он. Эксперт добавил, что специалисты по комплаенсу (проверяют чистоту происхождения доходов для исключения рисков. — Прим. «Секрета») во многих странах уже сверяются с реестрами бенефициаров и не работают с контрагентами, чьи связи и инвестиции вызывают сомнения. Ещё один риск в том, что инвесторы могут стать своего рода заложниками у держателя данной информации, предупреждает Петухов. «Если такому владельцу информации что-то не понравится, он просто может опубликовать (или грозить опубликовать, что вероятнее) собранные и "скрываемые" данные и, таким образом, иметь рычаги влияния на инвесторов. А в пределе — заниматься обычным шантажом», — пояснил он. Предупреждения специалистов о том, что крымский офшор позволит как-то по-особенному прятать коррупционные схемы и маскировать вывод активов, эксперты сочли несостоятельными. По мнению Даниила Петухова, коррупционные схемы у нас вполне себя нормально чувствуют и без таких экзерсисов. «Невозможно прятать что-то в структурах, которые полностью контролируются государством, где пристально следят за тем, как установленные законом запреты реально соблюдаются инвесторами. Эта зона не будет терра инкогнита для контролирующих органов», — сказал Парамонов. Впрочем, крымские офшоры станут дополнительной головной болью для контролирующих органов, предупредил Дмитрий Парамонов. По Конституции экономическое пространство России едино, и отслеживать соблюдение «офшорных» ограничений будет непросто — особенно, если речь идёт о зарегистрированных в Крыму технических компаниях-посредниках. Очевидно, что российскому бизнесу, плотно связанному с западными компаниями и западным рынком, очень сложно что-то делать на территории Крыма, резюмировал ведущий аналитик QBF Олег Богданов. «Какие бы "плюшки" ни предлагали власти, любая компания, которая будет работать в Крыму, столкнётся с неизбежными санкциями со стороны ЕС, США и других стран, — предупредил он. Как это ни прискорбно звучит, Крым токсичен для российского крупного бизнеса. И не их в этом вина, проблему нужно решать стратегически, а не какими-то очередными полумерами. Но сделать это непросто, поэтому любая схема, которая позволит инвестировать в Крым и развивать полуостров, сейчас актуальна». Фото: depositphotos.com

Берег для изгоев. Почему «крымский офшор» не решит проблему инвестиций в полуостров
© Секрет Фирмы