Соглашения о госрегулировании цен ведут к дефициту продукции и закрытию производств

Декабрьское соглашение по сахару и подсолнечному маслу создало негативную ситуацию на российском рынке, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» исполнительный директор аналитического центра «Совэкон», экономист Андрей Сизов.

Соглашения о госрегулировании цен ведут к дефициту продукции и закрытию производств
© ФБА "Экономика сегодня"

16 декабря 2020 года Минпромторг РФ, Минсельхоз РФ и хозяйствующие субъекты подписали соглашение по продаже продовольственных товаров, которое ввело в стране систему регулирования цен на подсолнечное масло и сахар.

Закрепленные в соглашения цены на сахар составляют 36 рублей за кг в опте и 46 рублей – в рознице, на подсолнечное масло – 95 рублей за литр в опте и 110 рублей – в рознице. Ключевым механизмом «сдерживания цен» стали жесткие обязательства производителей.

Они будет действовать как минимум с 20 декабря 2020 года по 1 апреля 2021 года.

Большинство потеряло, но кое-кто заработал

Соглашение включило в себя компании, на которых приходится производство более 90% сахарной продукции и 85% подсолнечного масла в РФ. Выгодополучателями данной системы являются участвующие в ней торговые сети.

В числе которых АО «Тандер» (торговая сеть «Магнит»), ООО «Корпоративный центр ИКС 5» (торговые сети «Пятерочка», «Перекресток», «Чижик» и «Карусель»), «МЕРКУРИЙ РИТЕЙЛ ГРУП ЛИМИТЕД» (торговые сети «Дикси», «Виктория», «МЕГАМАРТ», «Бристоль», «Красное и белое»), ООО «Метро Кэш энд Керри» (торговая сеть «Метро») и ООО «Формат» (торговая сеть «Победа»).

Соглашение привело к тому, что средние и небольшие торговые сети ощущают проблемы с поставками и столкнулись с дефицитом товара.

Производители не поставляют сахар и подсолнечное масло на оговоренных условиях и игнорируют запросы малых и средних торговых сетей. В результате не участвующие в соглашении структуры не получают эти товары в нужном объеме, а это ведет к дефициту.

«В сложную ситуацию попали независимые магазины и мелкие торговые сети, не участвующие в соглашении и не способные покупать товары по указанной в нем цене. Если взять сахар, то обычно они покупали у дистрибьютеров, фасующих и доставляющих товар. Только дистрибьютеры не участвуют в соглашении, поэтому небольшие сети и магазины вынуждены покупать товар по другой цене», - заключает Сизов.

Часто по указанной в соглашении цене малые и средние торговые сети получают только часть запроса. Остальное они вынуждены покупать у фасовочных компаний, которые не входят в систему договоренностей и имеют право ставить цену выше.

Попытки закупать подсолнечное масло и сахар напрямую на заводах проваливаются. Во-первых, производители обычно работают с крупными игроками, а во-вторых, требуют от малых и средних торговых сетей жесткий формат сотрудничества.

«Поставлять сахар и подсолнечное масло малым и средним торговым сетям никто добровольно не рвется. Производители сахара и в первую очередь подсолнечного масла теряют десятки процентов стоимости на поставках по заниженным ценам», - резюмирует Сизов.

Еще одной причиной дефицита стало то, что некоторые игроки рынка скупают сахар и подсолнечное масло и хранят их на складах, чтобы продать их после завершения соглашения, т. е. с 1 апреля 2021 года. Оценить масштаб данной деятельности непросто, но ситуация демонстрирует, что в условиях рыночной экономики ценовые ограничения оборачиваются несправедливым обогащением.

Госрегулирование цен грозит дефицитом

«Действие соглашения показало, что оно однозначно вредное. Ключевых участников туда согнали, а маслозаводам сказали: «не стройте новые заводы, потому мы можем отрегулировать ваши цены». Производителям сахара также сказали: «не стройте новые заводы, потому что мы можем отрегулировать ваши цены». Не забыли и про производителей свеклы: «не сажайте свеклу, потому что мы можем отрегулировать цены на сахар». Все это является очень плохими сигналами для бизнеса», - констатирует Сизов.

В 2021 году снизится капиталовложения в отрасль, а производители не будут стремиться к повышению объемов производства. Это приведет к новому росту цен уже независимо от волатильности цен на мировом рынке, а возможно и к настоящему дефициту.

Современный дефицит искусственный, но он ведет к снижению инвестиций, к заморозке производств и плохой атмосфере на рынке.

Если цены будут регулируемыми, то частные производители не будут стремиться к большим объемам производства, а это означает, что данная отрасль начнет деградировать. Потребности внутреннего рынка РФ никуда не денутся, поэтому через пару лет такой практики может возникнуть необходимость дозакупки данных групп товаров за границей, а на это уже придется тратить валюту.

Примерно такая же ситуация была в СССР с шестидесятых годов по пшенице: США даже периодически давили на этот аспект нашего импорта.

В наиболее выгодном положении оказались торговые сети, подписавшие это соглашение. Фактически через них теперь реализуется весь демпинг, причем поступает информация, что цены в данных магазинах далеко не везде снизились до указанных диапазонов.

«Цена нерафинированного масла в опте наливом составляет 100 рублей за тонну, что примерно 100 рублей за литр. В такой ситуации цена одной бутылки рафинированного масла должны быть под 180-200 рублей, а сейчас мы стоим на 110 рублях за литр. Производители в результате теряют 70 рублей с одной бутылки, а это огромная часть их выручки», - заключает Сизов.

В такой ситуации, как замечает Сизов, производители вынуждены идти по пути «итальянской забастовки». Формально они что-то выполняют, но не рвутся поставлять товар по таким ценам, ведь это огромная недополученная прибыль.