Почему детям надо рисовать: 10 научных доводов «за»

<p>На календаре очередной праздник, с которым в доме увеличивается количество рисунков и открыток. Для папы, для брата, для дедушки, потом настанет очередь мам, сестер и бабушек. Чтобы еще искренней умиляться каракулям и радоваться творениям юного художника (а также поощрять художества), MedAboutMe подготовил 10 научных причин, почему детям надо рисовать. И это не только ради открыточек!</p> <h2>Мелкая моторика</h2> <p>Про <a href="https://medaboutme.ru/articles/igry_s_malyshami_razvivayushchie_melkuyu_motoriku_ruk/" target="_blank" title="Игры с малышами, развивающие мелкую моторику рук">мелкую моторику</a> не слышал сегодня только самый отсталый родитель. Ее все развивают в раннем возрасте «для речи», но зачем она нужна потом?</p> <p>На самом деле навыки делать небольшие, но разнообразные движения пальцами помогают многому. В Техасском университете, например, провели исследование детей, которые рисовали по заданиям экспериментаторов, и выяснили, что чем лучше ребенок рисует, тем:</p> <ul>     <li>Лучше он будет писать (не удивительно, но приятно);</li>     <li>Тем лучше будет общая координация движений, ловкость, баланс;</li>     <li>И тем выше будут развиты творческое и пространственное мышление.</li> </ul> <p>Кроме того, эксперты связали навыки водить карандашами по бумаге даже со способностью планировать время!</p> <h2>Рисование и речь</h2> <p>Тут карандаши с мелками «убивают сразу двух зайцев».</p> <ul>     <li>Во-первых, кончики пальцев отличаются огромной концентрацией рецепторов – на каждом миллиметре как минимум один. И все эти рецепторы постоянно сообщают мозгу, что они уловили. Чем разнообразнее сигналы к мозгу, тем быстрее этому «управляющему центру» придется начать <a href="https://medaboutme.ru/articles/kak_uchit_rebenka_govorit_sroki_i_sovety_s_rozhdeniya_malysha/" target="_blank" title="Как учить ребенка говорить: сроки и советы с рождения малыша">развитие речи</a> – потому что сигналы от пальцев поступают в область, которая рядом с «речевым» отделом мозга, и ей приходится активизироваться вслед за пальцами.  </li>     <li>Кроме того, рисование само по себе занятие, которое стимулирует речевую активность. Ребенку хочется рассказать, что он будет создавать на бумаге, а потом показать результат и получить обратную связь. Еще лучше, если при этом взрослый попросит рассказать, что там нарисовано и почему – это прекрасное упражнение для речи и креативности.  </li> </ul> <h2>Для рисунка нужна интеллектуальная деятельность</h2> <p>Больше века назад уже было известно – благодаря философу Ж.-А. Люке, что <a href="https://medaboutme.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/deti/" title="дети" >дети</a> (как и взрослые) не просто водят пером по бумаге. Рисунок появляется на свет в результате весьма интенсивной интеллектуальной деятельности: приходится мысленно сравнивать множество образцов, искать ассоциации с реальным миром, выстраивать мини-концепцию. И это даже у самых маленьких художников!</p> <p>Подобная деятельность – переход от образного к логическому мышлению, которое потом совершенствуется. Так что первые невнятные каракули, на которых «как будто кошка» – огромный шаг для ребенка. Который он делает дома, без специальных занятий и совершенно бесплатно.</p> <h2>Рисование помогает делать выбор и решать проблемы</h2> <p>Не верите? Попробуйте сесть и что-то нарисовать, а в процессе отслеживать свои мысли. Они будут примерно такими:</p> <ul>     <li>С чего же начать – со стола или стула?</li>     <li>Каким цветом рисовать?</li>     <li>Как вообще нарисовать эту кошку?</li>     <li>Рыжую кошку уже рисовал Дали, моя пусть будет фиолетовой в крапинку.</li> </ul> <p>Все это – постановка и решение задач. И пусть эти решения приводят к тому, что на картинке резвятся фиолетовые кошки, важно не осуждать выбор и не наставлять, как должно быть. А спрашивать – почему кошка? Почему именно такая? Так можно дополнительно обучать искусству аргументировать и объяснять свою точку зрения.</p> <h2>Развиваем креативность</h2> <p>Модное слово «креативность» известный во всем мире советский психолог Лев Выготский не знал – не то время было. Поэтому в его трудах рисование развивало фантазию и воображение. А сравнивал он этот процесс с игрой: чтобы что-то нарисовать, надо придумать эмоционально насыщенную историю, изобразить ее, потом поделиться ею со взрослыми и получить в ответ информацию.</p> <p>А вот эта ответная информация будет влиять на развитие воображения («креативности») у ребенка. Можно отмахнуться или скупо похвалить, а можно расспросить, а потом помочь превращать самые обыденные происшествия в истории: к примеру, рассмотреть птиц на прогулке, придумать про них сюжет и потом зарисовать.</p> <h2>Рисование и самооценка</h2> <p>Классика первых (а порой и не первых) рисунков: ребенок с гордостью показывает творение, на котором непонятно, что изображено. Арт-терапевты считают, что поддержать и похвалить усилия и старания нужно в любом случае. И уж точно не сообщать, что «голова у кошки квадратной не бывает». Тогда становление самооценки у ребенка будет идти правильным путем.</p> <p>Факт!</p> <p>Не опасайтесь слегка перехвалить: до средней школы у детей нормой считается завышенная самооценка. С возрастом она сама подстроится под адекватное восприятие, а малышам положено считать, что они лучше если не всех, то хотя бы многих других детей.</p> <p>Кстати, эксперты утверждают (Empirical Studies of the Arts), что малышей не надо учить рисовать. Их рисунки – это отражение личности ребенка, отражение эмоций, а не точное отображение предметов и событий.</p> <h2>Рисование и эмоциональная зрелость</h2> <p>Ребенок пришел домой расстроенным и нарисовал обидчика темными оттенками, а затем закалякал? Попытки перенести свои эмоции на бумагу – не только положительные, но и после ссор – это не только нормально. Подобную практику используют в психотерапии, а дети неосознанно самообучаются справляться с негативными эмоциями, учатся их принимать и перерабатывать. Так развивается эмоциональная зрелость ребенка.</p> <h2>Как каракули улучшают память</h2> <p>Даже для обычного рисунка ромашки или домика придется напрячься и повспоминать, как они выглядят, как крепятся листочки и выглядят окна. Этот процесс – концептуальная визуализация, в ней задействованы <a href="https://medaboutme.ru/zdorove/spravochnik/slovar-medicinskih-terminov/pamyat/" title="память" >память</a>, внимание и образное мышление. Но активнее всего – память.</p> <p>Так что чем больше ребенок проводит времени с карандашами, мелками, красками, тем больше приходится памяти трудиться и предоставлять все новые детали для переноса на бумагу.</p> <h2>Зрительно-пространственное восприятие</h2> <p>Срисовывать дети учатся позднее – этот навык повторения узоров считается одним из признаков готовности к школе. Да и в школьники прекрасно понимают разницу между копированием и самостоятельным рисунком (пусть даже «по мотивам» увиденного). А чтобы нарисовать что-то самому, это надо вообразить.</p> <p>Таким образом головному мозгу приходится осваивать навыки причинно-следственных связей, зрительно-пространственное восприятие и даже ориентацию во времени. Именно поэтому арт-терапия и рисование сегодня считаются актуальными даже для детей с нарушениями зрения (Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум», 2019).</p> <p>А еще исследователи говорят, что те, что увлекается рисунками в детстве, потом лучше осваивают точные науки – от математики до физики, химии и географии.</p> <h2>Рисование от стрессов и агрессии</h2> <p>Ученые в очередной раз подтвердили, что дети – тоже люди. Как и взрослых, их успокаивает арт-терапия: в исследовании дошкольники получили 8 занятий с арт-терапевтом (где рисовали), и в итоге оказалось, что уровень стресса и агрессии у них ниже, чем в контрольной группе, которой занятий не полагалось.</p> <p>Все это не означает, что надо срочно записывать ребенка в кружок ИЗО или расстраиваться, что он рисует плохо. Но вот поддерживать и подпитывать идеи что-то набросать на бумаге и поговорить об этом (даже если это шаблонная открытка из детского сада) точно стоит!</p> <p> <span style="font-size: 8pt;">Использованы фотоматериалы Shutterstock</span> </p>