«Арктик СПГ-2» позволит РФ заместить США на китайском газовом рынке

Контракт с Shenergy Group станет первым пробным камнем проекта «Арктик СПГ-2», отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» заместитель руководителя Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

«Арктик СПГ-2» позволит РФ заместить США на китайском газовом рынке
© ФБА "Экономика сегодня"

«Арктик СПГ-2» получил китайский контракт

Компания «Новатэк» заключила контракт с китайцами из Shenergy Group на поставку более 3 млн тонн СПГ с проекта «Арктика СПГ-2» на Ямале. Контракт будет действовать в течение 15 лет, возможно его дальнейшее расширение.

«Арктик СПГ-2» является вторым проектом по сжижению газа компании «Новатэк» после широко известного «Ямал-СПГ».

Плановая мощность «Арктик СПГ-2» составляет 19,8 млн тонн СПГ в год. «Новатэк» обладает 60% акций, а в пул инвесторов входит французская компания Total, китайские компании CNPC и CNOOC и японский консорциум Mitsui и JOGMEC. Данные структуры обладают пакетами по 10% акций «Арктик СПГ-2». Пуск первой линии проекта запланирован на 2023 год, а его выход на полную мощность – на 2025 год.

«Заключение контракта является позитивным событием, но три груза в год – это немного для китайского энергетического рынка, который является одним из самых динамично растущих в мире. Это не маргинальный только формирующийся рынок типа Бангладеш, а крупнейший импортер СПГ в мире. Однако позитивно, что уже существует первый контракт по «Арктик СПГ-2», - заключает Гривач.

Данный завод еще не начал работать, так что перед нами всего лишь первое соглашение на поставку газа с данного энергопроекта.

«Радует, что существует первый контракт со сторонним покупателем, но объемы пока скромные», - заключает Гривач.

СПГ-проекты дополнят российские газопроводы

Вчера заместитель председателя Правительства РФ Александр Новак, курирующий топливно-энергетический комплекс, заявил о том, что к 2050 году объем мирового рынка СПГ увеличится вдвое, а Москва собирается занять там уверенные позиции.

Данное заявление является сигналом развитию производства СПГ в РФ, которое в будущем имеет шансы подвинуть российские магистральные газопроводы, являющиеся основой отечественного экспорта газа как в страны ЕС, так и в Китай.

«СПГ-поставки представляют собой другие энергетические проекты, чем магистральные газопроводы. Где-то эти проекты конкурируют, но ни один разумный импортер, имеющий возможность получать газ по трубопроводу, в здравом уме и твердой памяти от него не откажется. Газопровод – это источник надежных и сбалансированных поставок сырья», - констатирует Гривач.

Единственным исключением является Литва с СПГ-терминалом в Клайпеде, но литовцы существуют в особой реальности и не думают о развитии национальной экономики. Перманентная борьба с Москвой затуманила политическое сознание Вильнюса.

«СПГ сегодня есть, а завтра цена выросла в несколько раз, и сырье ушло на другой рынок», - резюмирует Гривач.

Именно это произошло зимой 2020 года с европейской энергетикой. Чрезвычайный рост стоимости газа на азиатском рынке привел к тому, что в Европе закончилось предложение СПГ, и это сразу взвинтило цены на голубое топливо.

«Такие колебания цен являются вызовом энергетической безопасности любого государства мира. Поставки по трубопроводам стабильней и надежней. Потребители обычно пытаются делать ставку на трубопроводный газ при небольших закупках СПГ. Данную линию сдерживает только разность логистических возможностей конкретных государств», - заключает Гривач.

России необходимо сотрудничество с Китаем

Китай для России является важнейшим партнером в плане энергетики: большинство наших перспективных энергопроектов оцениваются с точки зрения спроса на китайском рынке, вместе с тем китайцы не любят складывать «яйца в одну корзину».

Это означает, что у них есть сдерживающие рамки по энергетическому партнерству со всеми государствами мира, включая РФ.

Директор Центра стратегических исследований Китая РУДН Алексей Маслов комментарии для ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что у российско-китайского сотрудничества по СПГ существует большое будущее.

«В проекте «Арктик СПГ-2» Китай выступает как инвестор. Обычно китайская сторона закупала у России нефть и газ, но как покупатель, а не как инвестор. В проектах «Ямал-СПГ» и «Арктик СПГ-2» китайцы поменяли линию», - констатирует Маслов.

Китайские компании в проектах «Новатэка» являются как покупателями, так и инвесторами, а это означает их интерес к произведенным на Ямале объемам СПГ. К тому же, они могут реализовывать сырье не только в Китае, но и продать его в другие страны.

«Проекты наращивают китайские в инвестиции в РФ, которые, в отличие от товарных закупок, очень малы: они значительно меньше вложений Китая в Европу. Пекину очень интересен СПГ, который выгоден в плане хранения. Ранее китайцы хотели совершать закупки сырья в США, но эти планы, по понятным причинам, не были реализованы», - резюмирует Маслов.

Китай старается избавиться от угольной зависимости (половина потребления угля в мире приходится на китайский рынок) и перейти на газ.

«Кроме Китая других крупных партнеров у РФ по СПГ и нефти нет. Подобные сделки России выгодны: мы продолжаем владеть своим ресурсом, а с другой стороны у нас существует четкий импортер СПГ», - заключает Маслов.