Перспективы газа в мировой экономике определит борьба двух подходов

Построение энергетики будущего приготовило для газа два сценария, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» ведущий научный сотрудник НИУ ВШЭ Марсель Салихов.

Перспективы газа в мировой экономике определит борьба двух подходов
© ФБА "Экономика сегодня"

Международная газовая ассоциация Cedigaz отмечает, что потребление природного газа в мире сохранит средние темпы роста на уровне в 1,6% в год, вплоть до 2035 года. В результате газ опередит по приросту потребления другие энергоносители.

В Cedigaz рассматривают природный газ и СПГ как ключевое ископаемое топливо в период перехода к новой энергетической системе, основанной на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ). Лидерами по приросту станет Китай, где потребление газа увеличится на 28%.

Ведущими странами по потреблению газа в Cedigaz назвали Китай, Индию, Иран, США и Саудовскую Аравию.

Кроме Китая четыре из этих стран являются производителями газа, которые обеспечат потребление за счет внутренних ресурсов. КНР вместе с другими азиатскими странами исполнит роль главных импортеров газа в мире, и в первую очередь в форме СПГ.

Большие месторождения газа и рост производства СПГ помогут газовому сырью заместить нефть и уголь в мировом потреблении. По этому пути идут в ЕС и в США: в программе Джо Байдена предписано потратить 2 трлн долларов за 4 года на «зеленую» энергетику.

В ЕС принялись за «зеленую» энергетику

Немецкое издание Handelsblatt сообщило о выступлении министра транспорта ФРГ Андреаса Шойера, в котором политик заявил, что в 2035 автомобили с двигателем внутреннего сгорания смогут выезжать на немецкие трассы только на синтетическом топливе.

Классические автомобили, работающие на ископаемом топливе – бензине и дизеле, к 2035 году должны быть исключены. Шойер назвал отказ от ископаемого топлива целью для ФРГ, но для этого необходимо развивать производство синтетического топлива.

Над автомобилями в ЕС давно пытаются экспериментировать, но если брать теплоэнергетику, то без ископаемого топлива европейцам и немцам не обойтись. После того, как случилась авария на Фукусиме, «зеленые» пролоббировали в ФРГ отказ от атомной генерации.

Теперь выработка АЭС в Германии сокращена вдвое, а сам процесс будет продолжен Берлином.

Немцы компенсировали энергодефицит за счет добываемого в ФРГ каменного угля, но к 2035 году Берлин собирается также отказаться от этого вида топлива. В результате единственным выходом для немцев является природный газ.

Пока не верится, что немцы откажутся даже от угля, не говоря уже о мирном атоме и бензине. В ФРГ нет производства синтетического топлива, а что касается новых технологий, то мы знаем про пример ветряков, спрос на которые в ФРГ остается небольшим.

Без газа немцам и европейцам не обойтись, но он также является ископаемым топливом и мишенью либеральных политиков. ЕС продолжает разрабатывать углеродный налог, из-за чего даже «Газпром» занялся бутафорией под названием «зеленый СПГ».

У природного газа существует два варианта будущего

«Cedigaz является ассоциацией производителей газа, поэтому неудивительно, что там оптимистично смотрят на перспективы рынка газа. У данной организации существует прямая заинтересованность в этом», - констатирует Салихов.

Ни один производитель не скажет, что его товар скоро будет никому не нужен: аналогичную историю мы видим на примере газа.

«По будущему газа есть две противоположные точки зрения. Первая из них является благоприятной для газа: суть ее в том, что для перехода в «светлое безуглеродное будущее» необходимо bridge fuel: переходное топливо на несколько десятилетий, которое поддержит ВИЭ. Полностью перейти на ВИЭ – невозможно, должна остаться существенная доля традиционной генерации», - заключает Салихов.

Ветряки и солнечные батареи, во-первых, являются дорогостоящим удовольствием, а во-вторых, не могут давать постоянную электрогенерацию: их работа зависит от погоды, поэтому необходим энергоресурс, который будет балансировать данную выработку.

«Данная точка зрения означает, что увеличение доли ВИЭ приведет к увеличению доли газа. Такой подход поощряют многие производители газа, утверждая, что это сырье оптимально для развития ВИЭ», - резюмирует Салихов.

Существует и второй, более радикальный взгляд, заключающийся в одновременном отказе как от нефти, так и от газа.

«Подобная точка зрения означает одновременный отказ от переходного топлива и уход в альтернативные энергоресурсы. Много разговоров идет о водородной энергетике и о том, что можно сразу перейти в это направление», - констатирует Салихов.

Водород планируется использовать для хранения энергии и в качестве самостоятельного энергоресурса для будущей энергетики.

«Однако по водороду много неопределенностей: нет промышленного производства данного сырья, много вопросов по тому, сколько такое топливо будет стоить. Позиция «Газпрома» по водороду базируется на тезисе, что его можно производить из метана. Соответственно, водородное будущее необязательно означает, что газ не нужен: есть технологии для его применения», - заключает Салихов.

Если развитие технологий пойдет по этому направлению, то и в водородной энергетике сохранится спрос на природный газ.