В битве за китайский рынок «Газпром» сойдется с «Роснефтью»

Китай в ближайшие десятилетия станет крупнейшим потребителем не только российской нефти, но и сжиженного газа. Поднебесная активно строит современную инфраструктуру и готова финансово участвовать в крупнейших проектах. В том числе в России, в которой арктические запасы углеводородов превышают все ранее известные человечеству.

В битве за китайский рынок «Газпром» сойдется с «Роснефтью»
© Свободная пресса

Историческое событие заметили в Китае, но не в России

Недавно состоялось событие исторической важности, увы, прошедшее почти незаметным в России, но вызвавшее огромный резонанс в Китае. Экспериментальную зимнюю навигацию в восточной части Арктики совершил газовоз «Кристоф де Маржери». Впервые в истории крупнотоннажное грузовое судно прошло транзитом по восточному участку Северного морского пути в феврале.

Дело в том, что традиционно транзитная навигация по этому участку Совморпути заканчивается в ноябре и возобновляется только в июле. Хотя уже в мае 2020 года суда смогли провести более ранний, нежели обычно, тестовый пробег по маршруту.

«Кристоф де Маржери» прошел из ямальского порта Сабетта в китайский порт Цзянсу, а затем отплыл обратно в Сабетту. Причем газовозу на обратном пути потребовалась помощь атомного ледокола «50 лет Победы», который сопроводил корабль обратно в Сабетту. Продолжалось плавание с 5 января по 19 февраля.

С самыми большими проблемами судно столкнулось в Чукотском и Восточно-Сибирском морях, где приходилось преодолевать ледяные торосы и потому двигаться кормой.

Успех нынешнего рейса говорит о значительном расширении навигационного окна в восточном секторе российской Арктики и подтвердил, что круглогодичное безопасное судоходство возможно по всей протяженности Северного морского пути.

Экспериментальный рейс «Кристофа де Маржери» в китайскую сторону открывает новую возможность для экспорта российского СПГ из арктической зоны. Так, госкомпания «Совкомфлот» уже заявила, что с 2023 по 2025 годы намерена осуществить 18 ледокольных СПГ-рейсов.

Техасский кризис продемонстрировал: ветряки – не панацея

Развитию Северного морского пути как альтернативного маршрута глобального судоходства в России придается первостепенное значение. За последние пять лет грузопоток по Севморпути вырос почти в пять раз, достигнув в 2020 году почти 33 млн тонн грузов. Причем 18 млн тонн пришлось на сжиженный газ. А в перспективе грузопоток должен вырасти до 80 млн тонн.

Приоритетным рынком рассматривается именно Китай, куда с «Ямала СПГ» за последние три года было отгружено почти 9 млн тонн сжиженного газа. Дело в том, что изначально крупнейший поставщик российского газа «Газпром» неоднократно подчеркивал, что трубопроводный и сжиженный виды газа не будут конкурировать на внешних рынках. Действительно, СПГ изначально ориентирован в основном на Азию и части Европы, не обслуживаемые экспортными газопроводами.

Перспективы рынка просто потрясающие. Россия, обладающая крупнейшими в мире запасами газа, в течение ближайших 15 лет намерена увеличить производство СПГ почти втрое – до 140 миллионов тонн.

Одним из якорных проектов для экспансии в сторону Китая должен стать нефтегазовый проект Vostok Oil, развиваемый «Роснефтью». Несмотря на то, что вложения в мегапроект могут составить $150 млрд (что сопоставимо с вложениями в разработку месторождений Западной Сибири в 1970-х годах или Баккеновской формации сланцевой нефти на границе США и Канады), «Роснефть» твердо намерена заниматься его развитием.

Ведь, по оценкам президента «Роснефти» Игоря Сечина, Vostok Oil может стать одним из крупнейших источников производства СПГ на планете (а Китай – одним из потребителей газа Vostok Oil). В пользу необходимости развития этого проекта говорит и «карбоновая реформа», подразумевающая сокращения выброса парниковых газов. Китай хочет стать одним из пионеров экологичности, отказываясь от «тяжелого» ископаемого топлива (нефти и угля) в пользу природного газа.

Действительно, считается, что электростанции, заводы и автомобили на газа (причем как трубопроводном, так и сжиженном) производят значительно меньше парниковых выбросов, чем, например, уголь. Но все равно даже СПГ не так экологичен, возобновляемые источники энергии, например, ветер и солнечная энергия.

Вместе с тем, недавняя климатическая катастрофа в Техасе (в результате которой погибли более 80 человек, а экономический ущерб превысил $200 млрд) четко продемонстрировала миру, что ни ветряки, ни солнечные электростанции – не панацея. А значит, спрос на газ будет только расти.

Москве еще рано почивать на лаврах, на пятки наступает Малайзия

Китайский рынок, очевидно, станет ареной конкуренции между крупнейшими российскими экспортерами, в числе которых «Новатэк», «Газпром» и «Роснефть», которые теперь также развивают СПГ-проекты.

О важности китайского рынка (как и в целом рынка Азиатско-Тихоокеанского региона) неоднократно говорил, в частности, президент «Новатэка» Леонид Михельсон, обещая наращивать поставки в Поднебесную. В структуре компании создано подразделение Gas & Power Asia. Причем, по словам Михельсона, его «азиатскиа» стратегия охватывает даже не годы, а десятилетия.

Кооперация России и Китая в углеводородной отрасли – это не только экономическая, но и политическая данность. Недавно было объявлено о подписании между «Новатэком» и китайской компанией Shenergy нового долгосрочного контракта. Он предусматривает поставки более 3 миллионов тонн российского СПГ в течение 15 ближайших лет. Речь идет примерно о 3 партиях ежегодно.

Значимость соглашения трудно переоценить, учитывая, что Shenergy является ведущим поставщиком сжиженного газа для Шанхая – крупнейшего промышленного и финансового центра страны, обеспечивая более половины потребления 25-миллионного мегаполиса.

«Новатэк» заявил, что поставки будут осуществляться за счет СПГ, произведенного в рамках его проекта Arctic LNG 2. Как ожидается, он будет полностью запущен в 2023 году. Причем партнерами «Новатэка» в его арктическом СПГ-проекте являются французский Total, японский консорциум Japan Arctic LNG, а также две китайских государственных энергокомпании – China National Petroleum Corporation (CNPC) и China National Offshore Oil Corporation (CNOOC).

Стоит, впрочем, отметить, что Китай поступает мудро, диверсифицируя источники поставок. Помимо России официальный Пекин активно работает и с другими странами, наращивающими поставки сжиженного газа, так, упомянутая Shenergy почти одновременно с соглашением с «Новатэком» подписала и контракт с британской Centrica Plc и малайзийской Petronas LNG.

Так что почивать на лаврах Москве не стоит, чтобы завоевать китайский рынок, нужно сильно постараться.