МОСКВА, 23 марта. /ТАСС/. Число кибератак на россиян с использованием методов социальной инженерии по итогам 2020 года увеличилось почти в 1,9 раза, говорится в обзоре ЦБ "Основные типы компьютерных атак в кредитно-финансовой сфере в 2019-2020 годах".
"Исходя из данных, полученных ФинЦЕРТ по каналам информационного обмена, на финансовом рынке наблюдается общая тенденция увеличения количества атак на клиентов кредитных организаций. Анализ сообщений, полученных от участников информационного обмена, показал, что за последние 12 месяцев общее количество инцидентов выросло на 88% по сравнению с 2019 годом", - указано в документе.
По данным регулятора, в 2019-2020 годах злоумышленники использовали телефонную связь как канал воздействия на предполагаемою жертву в 84% случаев. Около 16% произошедших инцидентов связано с получением гражданами мошеннических СМС или сообщений в различных мессенджерах.
В ЦБ отмечают, что в 2019 году основным трендом кибератак на финансовые организации было хищение персональных данных клиентов как физлиц, так и юрлиц.
Результаты анализа центра мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере Банка России (ФинЦЕРТ) свидетельствуют, что в большинстве случаев (порядка 57%) мошенники представляются сотрудниками службы безопасности той или иной финансовой организации, а также просто сообщают, что звонят из кредитной организации, обслуживающей счет гражданина (41% случаев).
При этом с конца 2020 года ФинЦЕРТ наблюдает существенный рост числа инцидентов, связанных со звонками злоумышленников от имени сотрудников правоохранительных органов.
5 групп типичных жертв кибермошенников
Банк России выделил 5 групп типичных жертв телефонного мошенничества с использованием методов социальной инженерии. В частности, среди них "школьники", "домохозяйки" и "серебряный возраст" (60+ лет). По данным ЦБ, треть жертв социальной инженерии составляют граждане старше 60 лет, однако основной удар мошенников приходится на экономически активное население в возрасте 20-60 лет. При этом чаще всего жертвами мошенников становятся женщины (более 65%).
Ряд граждан, которые обладают хорошим финансовым достатком и легко тратят на себя и удовольствия, но в то же время излишне доверяют новым технологиям, регулятор выделяют в группу "Индивидуалисты".
В пятую и последнюю группу эксперты ЦБ определили целеустремленных и ответственных людей, высоко ценящих семейные и дружеские связи - "Бюджетораспорядители семей с невысоким уровнем дохода и высокой финансовой нагрузкой".
Помимо этого, в Банке России также описали образ типичного телефонного мошенника. "Злоумышленники, как правило, представляются сотрудниками финансовых организаций или сотрудниками органов государственной власти и государственных фондов, как это происходило в период пандемии", - говорится в обзоре Банка России.
В процессе разговора типичный мошенник, как правило, переносит жертву в ситуацию быстрого выбора действий, при которой человеку необходимо принять решение в минимальные сроки, чтобы "спасти" денежные средства, которые пытаются "похитить". Эксперты ЦБ отмечают, что злоумышленники стараются не терять контакт с жертвой, не дают возможности подумать, проанализировать ситуацию или перезвонить.