«Удар по властям и отрасли». Как участник миллиардных проектов из Югры погружается в банкротство
ХМАО-Югра теряет очередное известное предприятие. Сургутский трест «Запсибгидрострой», известный как исполнитель миллиардных госконтрактов, уходит в банкротство. По решению окружного арбитражного суда в компании сроком на четыре месяца введена процедура наблюдения. Впрочем, надежд на улучшение ситуации на предприятии, в подразделениях которого еще несколько лет назад трудились тысячи сотрудников, практически нет. В суды поступают все новые требования кредиторов, счета блокируются по требованию ФНС, а долги по исполнительным производствам зашкаливают за 1,7 миллиарда рублей. О критической ситуации в некогда ведущем отраслевом предприятии Югры – в материале УралПолит.Ru.Еще несколько лет назад трест «Запсибгидрострой» (ЗСГС) входил в число лидеров в сфере проектирования и строительства гидротехнических и транспортных сооружений. В числе партнеров предприятия значились «НОВАТЭК», «Сибур» и французский концерн Total. Выручка предприятия в 2016 году достигала 10,8 млрд, в 2017 – 4,2 млрд, а в 2018 превышала 4,5 млрд рублей. Чистая прибыль в 2016 году составила 243,8 млн, а в 2017 более 6 млн рублей. Портфель работ в рамках госконтрактов оценивался в 16,3 млрд.Среди крупнейших проектов, к которым привлекался трест, следует отметить разработку рабочей документации и выполнение строительно-монтажных работ по строительству ГТС ПАТЭС в городе Певек Чукотского автономного округа на 4,44 млрд рублей, реконструкцию и техническое перевооружение действующих мощностей ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» на сумму около 1,35 млрд, укрепление правого берега Волги в Волгограде более чем на 2,8 млрд, а также подряд на выполнение работ по строительству авторечвокзала в Березово ХМАО-Югры на сумму около 152 млн в рамках программы «Сотрудничество».Примечательно, что, по данным системы «Контур.Фокус», проекты на Чукотке (срок завершения 1 сентября 2019 года) и «Северной верфи» (30 сентября 2017) до сих пор значатся в статусе «на исполнении», а вокзал в Березово успел стать одним из наиболее известных долгостроев ХМАО, о чем подробно информировало УралПолит.Ru. Ввести объект в эксплуатацию удалось лишь в декабре 2020 года, а стройка, таким образом, растянулось более чем на семь лет. Стоит отметить, что сигналы об ухудшении финансового состояния «Запсибгидростроя» начали поступать еще в 2018 году. Снижалась чистая прибыль, перейдя к отрицательным значениям (убыток составил тогда 36,8 млн, а в 2019 – уже 77,2 млн рублей), заметно сокращался баланс активов предприятия (с 6,8 млрд в 2016 до менее чем 3,3 в конце 2019), а в суды стали регулярно поступать крупные иски от контрагентов. Так, например, трест не до конца рассчитался за ледокольную проводку грузов по Северному морскому пути для ГТС ПАТЭС в Певеке (25 млн требовала от «Запсигдростроя» компания «Северный проект»). А в ноябре 2018 года «Сургутнефтегазбанк» в суде добился ареста активов треста на более чем 927 млн. Доли основных учредителей ЗСГС – ООО «Акватехнолоджикс» (подконтрольно бизнесмену Виктору Гончарову, в июне 2020 года признано банкротом) и Марата Харисова – находились в залоге у кредитного учреждения.В 2018 году последовали и первые попытки банкротства «Запсибгидростроя». Инициатором выступил Сбербанк, перед которым трест накопил долги в размере 88,4 млн рублей. Впрочем, затем с кредитной организацией было заключено мировое соглашение. Однако после этого в качестве заявителя выступила компания «Гурман» (в феврале 2019 года заменена на ООО «ДмитровМонтажГрупп», 100-процентный актив «Сургутнефтегазбанка»). Стороны несколько раз заключали мировые соглашения, а попутно, на протяжении 2018-2020 годов, в суд с заявлениями о вступлении в дело о банкротстве обращались все новые участники. Длительность процесса устраивала далеко не всех. Примечательно, что в феврале 2021 года от ЗАО «Сибречпроект» в инстанцию было подано заявление о привлечении к делу контролирующих и правоохранительных органов.«Должник и ООО «ДмитровМонтажГрупп» систематически применяют схему искусственного затягивания, злоупотребляя институтами мирового соглашения, таким образом, своими системными действиями искусственно блокируют возможность рассмотрения заявлений кредиторов и введения процедуры банкротства», – значилось в документах. Но спустя полторы недели, 25 февраля, уже «ДмитровМонтажГрупп» обратился в суд с уточнением требований, а также попросил ввести в отношении ЗСГС процедуру наблюдения. Для наблюдателей, внимательно следивших за событиями вокруг сургутского предприятия, определение, вынесенное в итоге Арбитражным судом ХМАО, откровением не стало.«Признать заявление ООО «ДмитровМонтажГрупп» о признании несостоятельным (банкротом) ООО «Трест «Запсибгидрострой» обоснованным. Ввести в отношении ООО «Запсибгидрострой» <…> процедуру наблюдения сроком на четыре месяца», – следует из определения суда.Впрочем, судя по количеству кредиторов (23 на момент определения), среди которых значатся ИФНС по Сургуту и банк ФК «Открытие», и объемам финансовых претензий, надежд на оздоровление ситуации в тресте отсутствует. Стоит отметить, что на текущий момент сумма задолженностей по исполнительным производствам ЗСГС достигает 1,7 млрд рублей, и объективных источников для их погашения в краткосрочной перспективе нет.К прочему, на рассмотрении суда в настоящее время есть и другие иски к «Запсибгидрострою», часть из которых привлекает внимание. Так, к примеру, в январе текущего года арбитраж принял к рассмотрению заявление от самарского ООО «Больверк» (с июня 2020 года находящегося под конкурсным управлением) о взыскании более чем 592,1 млн рублей. Примечательно, что в истории «Больверка» среди учредителей упоминаются и сам трест, и его основные владельцы – Виктор Гончаров и Марат Харисов. Стоит заметить, что осенью 2020 года представители окружных властей в приватных беседах признавали, что «хотя «Запсибгидрострой» и не является де-юре банкротом, но находится в тяжелой ситуации из-за того, что его разрывают «наследники».Кроме того, более 21 млн рублей с треста требует взыскать ГКУ «Управление капитального строительства Тюменской области». По всей вероятности, эти требования могут быть связаны с работами, которые сургутское предприятие выполняло в рамках программы «Сотрудничество» (тот же авторечвокзал в Березово). Как бы то ни было, 16 июня в окружном арбитраже состоится заседание, на котором дело о банкротстве будет рассмотрено по существу. Как следует из сообщения о судебном акте о введении наблюдения, до начала апреля суд и временный управляющий могут принимать требования кредиторов, число которых к этому времени может увеличиться.Пока же о судьбе некогда известного предприятия с богатой историей рассуждают собеседники УралПолит.Ru в регионах Большой Тюмени. В частности, источник издания, близкий к окружному правительству, предполагает, что на ухудшение финансового состояния могли изначально повлиять просрочки в платежах со стороны партнеров ЗСГС. Отметим, в апреле и мае 2019 года трест подавал два иска к АО «Росэнергоатом» (заказчик работ в Певеке) на 181,3 и 661,5 млн рублей. Впоследствии стороны заключили мировые соглашения, но «Запсибгидрострою» пришлось отказаться в их рамках от немалой части требований.«Трест работал по очень крупным, знаковым для России, проектам. И, мне кажется, при всем комплексе проблем, охватившим предприятие, первым шагом могли стать задержки с платежами со стороны госзаказчиков. Просрочки могли приводить, как снежный ком, к невозможности расчетов с контрагентами и налоговиками. Не каждый менеджер сможет с этим справиться. Можно провести параллели с крахом «Мостостроя-12». Как мне кажется, ЗСГС государство спасать не станет. Это, хоть и крупный, но не социально ориентированный бизнес, и конец будет печальным. Да и денег свободных нет», – полагает собеседник агентства.Что касается Виктора Гончарова, основной фигуры в «Запсибгидрострое, по мнению наблюдателей, знакомых с деталями текущих судебных процессов, «его задача не пытаться реанимировать предприятие, а не ухудшить собственное финансовое положение, а это зависит от того, сколько средств ему удалось спасти от кредиторов».В свою очередь, депутат Тюменской областной думы Александр Лобов обращает внимание на последствия, которые может повлечь за собой ликвидация «Запсибгидростроя».«На мой взгляд, если трест исчезнет, последствия в любом случае будут негативными. Это и косвенный удар по властям региона, это и потеря рабочих мест, и налогов, поступающих в бюджет. И, конечно, удар по самой отрасли», – заключает собеседник издания.УралПолит.Ru продолжит следить за развитием событий.