«Северный поток – 2» повлиял на борьбу Парижа и Берлина за лидерство в ЕС

Позиции Франции и ФРГ по «Северному потоку – 2» действительно расходятся, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров.

«Северный поток – 2» повлиял на борьбу Парижа и Берлина за лидерство в ЕС
© ФБА "Экономика сегодня"

Париж раскритиковал «Северный поток – 2»

Госсекретарь при МИД Франции Клеман Бом заявил, что Париж и Берлин обладают разными позициями по «Северному потоку – 2».

Французская сторона выражает настороженность по проекту из-за того, что он создает зависимость от России. Париж продолжает переговоры с Берлином, чтобы сформировать единую точку зрения по российско-германскому газопроводу.

Бом не в первый раз высказывается против «Северного потока – 2», но президент Франции Эммануэль Макрон использует другую риторику. В феврале французский лидер поддержал позицию канцлера ФРГ Ангелы Меркель, которая лоббировала данный проект.

Приоритетом Евросоюза является обеспечение энергоперехода в соответствии с принятыми обязательствами по сокращению выбросов CO2, где газ является одним из компонентов ресурсной базы. В соответствии с этой точкой зрения переход на безуглеродную энергетику займет время, так что для балансировки возобновляемых источников энергии (ВИЭ) европейцы планируют использовать газ.

Еще газ можно использовать для производства водорода. В любом случае у ЕС нет возможности отказаться как от угля, так и от газа. В связи с этим возрастает важность «Северного потока – 2», но МИД Франции позволяет себе шпильки в адрес проекта.

Энергетические позиции Франции и Германии расходятся

«Это не частная риторика Бома, французы год назад высказывались против «Северного потока – 2», но немцам удалось смягчить недопонимание с партнерами и прекратить спор по газопроводу», - констатирует Федоров.

У Парижа и Берлина разная заинтересованность в проекте. Французская энергетика является уникальной: 75% электроэнергии вырабатывается на атомных станциях, а объем потребления газа значительно ниже, чем в среднем по Евросоюзу.

Только в данном вопросе превалируют масштабы страны: Франция является второй экономикой ЕС, обладает четвертой по протяженности газопроводной сетью и потребляет 40 млрд кубов газа в год. Ведущим поставщиком значится Алжир, но есть там доля и у России. У ФРГ другая ситуация – немцы зависят от российского газа, и, в отличие от французов, нуждаются в «Северном потоке – 2».

«Германия закрывает атомную энергетику и отказывается к 2035 году от угля, из-за чего структурная зависимость немцев от газа значительно выше, чем у французов, поэтому в данной истории есть экономический подтекст», - резюмирует Федоров.

Немецкие «Зеленые» после аварии на Фукусиме пролоббировали отказ от атомной генерации: на сегодня она снижена Берлином в два раза. Эти объемы были замещены за счет потребления каменного угля, от которого немцы хотят отказаться через 14 лет.

ВИЭ остаются дорогими и нестабильными, даже масштабные инвестиции в них не закроют потребности ФРГ в энергетике, из-за чего остается газ. Берлин сделал ставку на российское сырье и поставки через оба «Северного потока», одновременно в ФРГ развивают рынок СПГ: немцы строят три СПГ-терминала на Северном море, с возможностью получения до 30 млрд кубов газа в год.

Франция находится от РФ дальше, чем Германия, а трубопроводные поставки газа для французов не так важны, зато французские инвесторы в лице компании Total участвуют в проекте «Ямал СПГ» и приобретают сжиженный газ у «Новатэка».

Вокруг проекта существует геополитический конфликт

«Французы не говорят это напрямую, но понимают, что реализация «Северного потока – 2» превратит ФРГ в общеевропейский хаб российского газа, что усилит экономические позиции немцев и их потенциал. Берлин давно является экономическим лидером в ЕС, поэтому позиции Парижа в европейской связке могут еще более ослабнуть из-за «Северного потока – 2», - заключает Федоров.

Немаловажным моментом является линия Франции на рост европейского суверенитета, активно продвигаемая президентом Макроном.

«Париж хочет видеть ЕС одним из мировых центров силы и опасается, что доведение до конца «Северного потока – 2» усилит противоречия внутри объединения. Есть соответствующая позиция поляков, прибалтов и скандинавов, а ЕС переживает тяжелые времена: споры по данному проекту увеличивают разноликость в европейском объединении», - констатирует Федоров.

Данное обстоятельство заставляет французов пессимистично смотреть на реализацию «Северного потока – 2».

В последние вокруг «Северного потока – 2» произошла эскалация: польские корабли попытались совершить провокации в зоне строительства. Заместитель министра иностранных дел РФ Александр Грушко заявил о необходимости соблюдения норм мореплавания на Балтике и заметил, что «Северный поток – 2» полностью соответствует интересам укрепления европейской энергобезопасности.

«Влияние американцев является причиной данных действий. Без отмашки из Вашингтона поляки вряд ли бы пошли на провокации, которые носят неприятный характер, тем более в инциденте участвовали подлодки и военные корабли», - резюмирует Федоров.

Сателлиты США в лице Польши и стран Прибалтики готовы на любые провокации в отношении «Северного потока – 2».