Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Предприниматели ожидают четкие критерии разделения компаний по зонам риска для банков

МОСКВА, 5 апреля. /ТАСС/. Запуск платформы "Знай своего клиента" (ЗСК) позволит снизить нагрузку на предпринимателей и уменьшит основания для отказа в проведении банковских операций или блокировке счетов компаний, однако риски такой инициативы в настоящее время высоки - от коррупционной составляющей до полной остановки бизнеса. Опрошенные ТАСС представители бизнес-объединений, эксперты и предприниматели просят ввести четкие критерии разделения компаний по зонам риска и даже заносить предприятия в списки с помощью искусственного интеллекта.
ожидает, что к середине 2022 года все финансовые организации смогут подключиться к платформе ЗСК, которая позволит классифицировать предпринимателей по зонам риска. В ЦБ считают, что платформа позволит снизить нагрузку на добросовестный бизнес, а также расходы банков на контроль сомнительных операций. Банк будет информировать клиента о том, что ему присвоен высокий уровень риска, таким образом у предпринимателей не будет необходимости подключаться к платформе. Подозрительным клиентам банк вправе отказать в обслуживании или заблокировать транзакцию.
Зачем нужна ЗСК
Речь идет о систематизации работы, которую банки так или иначе уже ведут со своими клиентами, объясняет руководитель Московского регионального отделения Партии Роста, председатель совета директоров "Совфрахт" . "В больших банках система "комплаенс" настроена таким образом, что выделена за периметр традиционных отделов. Так, "кредитчики" собирают информацию о клиенте и направляют "рисковикам", при этом, зачастую общение сотрудников банка с ними не практикуются, а с клиентом вообще исключены. От качества подготовки документов клиентскими менеджерами порой зависит вынесение положительного или отрицательного заключения "рисковиками". Кому-то могут отказать в кредите, кому-то - в проведении платежа, а кому-то откажут в обслуживании в банке", - пояснил Пурим.
Эксперт отмечает, что на западе такая работа началась более 10 лет назад. Он считает, что чем проще и понятнее бизнес-модель, тем больше шансов остаться в "зеленой" зоне. "Например, если московская булочная начнет покупать векселя обанкротившейся финансовой компании из Владивостока - шанс на прохождение такого платежа минимален", - объясняет Пурим.
Первый вице-президент "Опоры России" считает, что запуск платформы "Знай своего клиента" позволит сразу объяснить клиентам, почему они попали в "красную" зону. "И либо они устраняют недочеты, либо банк отказывает им в обслуживании. Сам подход совершенно правильный, и его нужно реализовывать", - убежден Сигал.
Член Максим Лалакин считает, что "это первый серьезный шаг к уходу в тотальный безнал". "Рынок кэша в России по-прежнему велик, а государство его не контролирует. Поэтому и вводятся различного рода проекты вроде "Знай своего клиента", - считает он.
Успех инициативы приведет к снижению нагрузки на предпринимателей, поскольку банки смогут получать необходимую информацию без дополнительного запроса ее у клиента, а также сократит число оснований для отказа в проведении операций или блокировке счетов лиц, имеющих низкую степень риска, добавляет старший юрист юридической фирмы VK Partners Глеб Базурин.
Член генерального совета "Деловой России" Алексей Мостовщиков в реализации идеи сомневается. По его словам, нет четких критериев отнесения бизнеса к группе высокого риска. Председатель совета директоров "Совфрахт" Пурим добавляет, что часть клиентов, возможно, будет разочарована результатом, если их отнесут к высокой степени риска. "По моим оценкам, при первом рассмотрении негативный результат может быть у 20% предприятий МСБ. Но при более внимательном заполнении форм процент негативных оценок может сократиться до 5", - прогнозирует он.
Поддержка с оговорками
Сам регулятор предварительно оценил, что к так называемой зеленой зоне можно отнести 99% компаний и только 0,7% - к "красной". Тем не менее, все опрошенные ТАСС эксперты видят определенные риски работы системы и считают, что перед запуском платформы особенное внимание нужно уделить критериям причисления бизнеса к группе высокого риска.
Возникает вопрос о целесообразности введения такой платформы, если сам регулятор оценивает долю предприятий с низкой зоной риска в 99%, указывает учредитель компании "Экспорт-Трейд" . По его словам, вопросы также вызывает норма, при которой добросовестная компания может столкнуться с ограничениями, если будет совершать платежи в адрес компаний "красной" зоны, и если при этом у нее не будет информации о контрагенте. "Для начала очень бы хотелось увидеть точный и полный список критериев. Хотелось бы понять, насколько все это действительно необходимо, и настолько ли у нас тяжелая ситуация с обналом, что надо вводить такие меры. А еще очень бы хотелось, чтобы интересы администраторов не были самыми важными, а чтобы дали слово самим предпринимателям", - добавил он.
Риски такой инициативы огромные, подтверждает член генерального совета "Деловой России" Максим Лалакин. "Прежде чем повсеместно внедрять систему, необходимо очень серьезно поработать с критериями попадания в зоны. Иначе я вижу большую коррупционную емкость этой инициативы. Места в зонах могут продаваться и покупаться. Так вот, чтобы этого не произошло, заносить предприятия в зоны должен искусственный интеллект. Тогда вопросов не будет", - считает он.
Старший юрист фирмы VK Partners Глеб Базурин также добавляет, что "отнесение лица в группу высокого уровня риска (на основании пока что не очень четких критериев) может фактически означать полную остановку бизнеса". По его словам, неясно также, каким образом будет проходить "реабилитация" клиентов, попавших в группу высокого риска.
Механизм оспаривания и выхода из "красной" зоны обязательно должен быть, согласен первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал. "Если это будет плохо прописано, то будем настаивать на том, чтобы появился механизм проверки и реабилитации клиентов. Как это должно работать: если компанию отнесли к высокой зоне риска и у нее нет возражений, то все понятно, а если компания возражает, тогда нужно предоставить мотивированное суждение или ЦБ должен предоставить банку данные, на основании каких операций компанию признали сомнительной. А затем банк уже доводит эту информацию до клиента", - добавляет Сигал.
Член генерального совета "Деловой России", гендиректор "Келеанз Медикал" Елена Кириленко отмечает, что путь оспаривания негативного статуса через судебную процедуру будет долгим и неэффективным. "Я боюсь, что в этой ситуации может быть нанесен очень серьезный урон имиджу и репутации компании. Здесь необходимы четкие, оперативные инструменты исправления таких ошибок и проработанный механизм получения обратной связи от предпринимателей, если, например, информация была некорректно занесена и требует изменения", - добавила она.
Выгоды для добросовестного бизнеса
Предприниматели смогут получать информацию на единой платформе, и им не надо будет приобретать дорогостоящие сервисы для оценки надежности контрагентов, считает Кириленко. "Этой платформой смогут пользоваться и банки, и бизнес-партнеры, и структуры, которые оценивают кредитные риски организаций. Если этот сервис будет открытым и тем более бесплатным, то это упростит работу добросовестных компаний, сократит финансовые издержки и даст доступ к более объективной информации, - поясняет Кириленко. - Очень важно, чтобы сведения на ней были актуальными и оперативно обновлялись".
Единая платформа облегчит возможности получения кредитов добросовестным заемщикам, возможно, это даже приведет в перспективе к небольшому снижению стоимости кредитных продуктов, прогнозирует доцент Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова Вадим Ковригин.
Адвокат адвокатского бюро "S&K Вертикаль" Александра Стирманова также считает, что наличие детальной регламентации и разделение клиентов по группам риска поможет исключить ситуации, когда клиенту неожиданно для него отказывают в проведении операции по формальной причине.
"Сейчас приходит запрос из ЦБ с просьбой к банку проверить конкретную компанию и банк начинает запрашивать кучу бумаг: контракты, платежи, обоснования и прочее. И если, как нам говорят, подавляющее большинство компаний не будет в "красной" зоне и не нужно будет запрашивать документы для компаний из "зеленой" зоны, то это очень сильно облегчит и жизнь банку и компании", - заключил первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал.