«Новатэк» применил в «Арктик СПГ-2» закладной опыт «Северного потока – 2»

Заклад акций «Арктик СПГ-2» является стандартной практикой, отметил в комментарии ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

«Новатэк» применил в «Арктик СПГ-2» закладной опыт «Северного потока – 2»
© ФБА "Экономика сегодня"

НОВАТЭК собирается заложить 60% доли участия в «Арктик СПГ-2» для привлечения проектного финансирования.

«Арктик СПГ-2» является проектом по добыче природного газа на Гыданском полуострове и переработке его в СПГ для экспорта на мировой рынок. Он реализуется «Новатэком» наряду с построенным «Ямал СПГ» и планируемыми «Арктик СПГ-1» и «Арктик СПГ-3».

В рамках «Арктик СПГ-2» планируется производить 18,3 млн тонн СПГ, что больше чем у «Ямал СПГ». Проект состоит из трех линий, первая из которых на конец 2020 года была наполовину готова. Проект оценивается в 11,2 млрд долларов прямых инвестиций.

Заклад является обычной практикой

«Новатэк» находится под санкциями, привлекать финансирование компании сложно. Из-за этого кредитование «Арктик СПГ-2» обеспечивают сами акционеры. Всего им нужно найти 40% проектного финансирования», - заключает Юшков.

У «Новатэка» присутствуют трудности, потому что одна проблема накладывается на другую. Компания пытается набрать кредитов, чтобы получить объем средств, достаточный для реализации проекта.

«Одним из условий предоставления проектного финансирования является законтрактованность «Арктик СПГ-2». Намного легче взять кредит, когда существуют гарантии возвращения денег в виде долгосрочных контрактов на поставку сырья», - констатирует Юшков.

У «Арктик СПГ-2» мало таких контрактов, что снижает возможности по привлечению кредитных средств на открытом рынке. Из-за этого «Новатэку» приходится идти на заклад собственной доли в проекте, без этого непросто найти средства.

«Данная практика является распространенной. В рамках «Северного потока – 2» «Газпром» заложил акции компании-оператора морского участка газопровода для получения кредита на строительство в 4,5 млрд долларов», - резюмирует Юшков.

Перед нами стандартный коммерческий механизм, который можно сравнить с ипотекой: «Новатэк» и «Газпром» не лишились права собственности на проекты, но после этого они отвечают ими перед кредиторами их акциями.

«Такая история распространена в рисковых проектах. В «Арктик СПГ-2» они имеются, проект является сложным, а рынок – насыщенным, из-за чего «Новатэку» пришлось пойти на заклад коммерческих активов», - заключает Юшков.

По проектам «Новатэка» есть вопросы

Энергетический рынок переживает сложные времена, объем инвестиций в сектор снизился из-за «коронакризиса», а что касается СПГ, то на глобальном рынке присутствует переизбыток предложения, поэтому «новатэковские» проекты вовсе не уникальны.

«Ямал-СПГ» в 2020 году вышел на проектную мощность и позволил России опередить американцев по объемам поставок сырья в ЕС. Только существует обратная сторона медали: федеральный бюджет почти ничего не получает с ямальской деятельности «Новатэка».

СПГ-заводы освобождены от фискальной нагрузки, а поставки СПГ идут в счет выплаты кредитов. Такая ситуация прописана во всех проектах «Новатэка», включая «Арктик СПГ-2», одновременно с этим государство бесплатно построило инфраструктуру на Ямале.

СПГ называют будущим мировой энергетики, из-за этого Россия субсидирует проекты «Новатэка», но отдачи от них нет, и неизвестно, когда она появится. Тем более ЕС продолжает пугать энергетический рынок разными вещами вроде углеродного налога.

«Декларируется, что это работа в долгую: сегодня мы даем льготы, а лет через 10-12 государство получит прибыль, но поддержка оказывается колоссальная. Помимо того, что «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2» предоставляют льготы, налог на добычу полезных ископаемых в отношении них обнулен либо на 12 лет, либо до достижения объемов добычи в 250 млрд кубов газа», - констатирует Юшков.

Однако охраняется возможность, что и после достижения этих отметок СПГ-проекты сохранят льготы.

«Если бы не было государственной поддержки, данных начинаний не существовало бы. Кроме льгот государство построило порт Сабетту, провело углубительные работы, возвело аэропорт, строит флот атомных ледоколов. Без государства газ остался бы в земле, а на Ямале бы не появилось серьезной инфраструктуры», - резюмирует Юшков.

Негативным моментом является то, что деньги были потрачены на иностранные технологии: российских поставщиков здесь очень мало.

«Все технологии иностранные, к строительным работам привлекалась Турция, Китай создавал модули для сжижения газа. Актуален вопрос, а был ли выбран лучший способ расходования денег. Может быть стоило больше использовать отечественных поставщиков или потратить эти средства другим образом, чтобы государство получило больше прибыли?», - заключает Юшков.

Проект вызывает массу вопросов, на которые нет однозначных ответов.

«С другой стороны, нефтепровод «Дружба» и газопровод «Уренгой – Помары – Ужгород», идущий из Сибири в Австрию, на момент строительства были гигантскими и неокупаемыми проектами», - констатирует Юшков.

Сегодня «Уренгой – Помары – Ужгород» известен как украинская ГТС, благодаря которой Киев уже 30 лет сводит концы с концами.