Оборот российских маркетплейсов вырос в полтора раза в 2020 году

Российские маркетплейсы подвели итоги финансового 2020 года. Оборот всех компаний за год вырос в среднем более чем в два раза, также маркетплейсы отмечают рост числа активных пользователей и количества заказов.

Оборот российских маркетплейсов вырос в полтора раза в 2020 году
© Sostav.ru

«AliExpress Россия», совместное предприятие Mail.ru Group, «МегаФона», Alibaba и РФПИ, было запущено в октябре 2019 года. Оборот (GMV) без учета услуг в 2020 финансовом году (1 апреля 2020 - 31 марта 2021) составил 229,3 млрд руб. Оборот локального бизнеса за это время превысил 54,9 млрд руб. и вырос на 151% по сравнению с неполным 2019 годом. Количество локальных российских продавцов за то же время увеличилось на 350% и составило 45 тыс. Общее число уникальных покупателей за финансовый год достигло 26,2 млн человек.

Выручка «Яндекс.Маркета» в 2020 году составила 28,8 млрд руб., что на 49% больше, чем годом ранее. В четвертом квартале выручка увеличилась на 17%, до 8,6 млрд руб. Остальные показатели компания приводит только по состоянию на четвертый квартал 2020 года. GMV на маркетплейсе увеличился на 71%, точных цифр компания не приводит. Доля сторонних продавцов в GMV достигла 63,5%, что почти вдвое больше, чем годом ранее - именно переход к модели сторонних продаж и повлиял на рост выручки, отмечают в «Яндекс.Маркете».

Ozon, который в конце прошлого года вышел на IPO, подсчитал GMV с учетом услуг - по итогам 2020 года этот показатель вырос на 144% до 197,4 млрд руб. Количество заказов выросло до 73,9 млн, увеличившись на 132% год к году. Число активных покупателей выросло на 75%, до 13,8 млн. Общая выручка увеличилась на 74%, до 104,3 млн руб., из них 81,4 млн руб. пришлось на товары (+52% год к году), 22,9 млн руб. - на услуги (+247%).

Lamoda принадлежит Global Fashion Group и представляет компанию в России и странах СНГ. Выручка маркетплейса в 2020 году составила €453,3 млн, или около 41,8 млрд руб. (здесь и далее - по текущему курсу), что на 2,3% больше показателя 2019 года. Чистый оборот (NMV) вырос на 32,3% до €686,9 млн, или 63,3 млрд руб. Число активных пользователей платформы в 2020 году достигло 3,6 млн человек, что на 21% больше, чем годом ранее.

GMV онлайн-ритейлера Wildberries в 2020 году увеличился на 96% до 437,2 млрд руб. по сравнению с показателем 2019 года. За год покупатели сделали 323,8 млн заказов на онлайн-площадке, что в два раза больше, чем годом ранее. Число продавцов на площадке выросло почти 19 тыс. до 91 тыс. За это время воспользовались онлайн-площадкой 40 млн человек по сравнению с 18 млн в 2019 году.

Артем Соколов, президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ):

В 2020 году российский рынок e-commerce вырос на 58,5%, однако если смотреть только на российские юрлица, получится уже 92%. А вот по трансграничной модели - сюда входят Asos, Amazon, eBay, Shein и другие - было падение на 25%.

Соколов отметил, что в этом году продолжился рост в e-commerce, который начался во время пандемии - за первые два месяца 2021 года он составил 44% относительно аналогичного периода 2020 года.

«Тенденция сохраняется благодаря обострившейся конкуренции на рынке, а значит повышению качества товаров. Кроме того, игроки начинают локализовывать бизнес - отходят от чистой трансграничной модели и перестраиваются на смешанную. Это происходит за счет политики государства, направленной на повышение преимуществ от работы внутри страны», - рассказал он Sostav.

Артем Соколов, президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ):

Сложно сделать точный прогноз на 2021 год из-за сильных изменений структуры спроса, которые были в 2020-м. Вряд ли в марте 2021 года мы увидим такой же рост, как в прошлом году, так как тогда это был пиковый месяц - люди закупали все необходимое, чтобы приспособиться к новым условиям. Но мы точно будем менять наш прогноз на весь 2021 год в сторону увеличения - он будет явно больше 3,7 млрд руб.

Ранее АКИТ отметила двукратный рост внутреннего рынка e-commerce в январе 2021 года. За это время покупатели оформили в российских онлайн-магазинах заказы на 211,8 млрд руб. — это на 49% больше, чем в январе 2020 года. За три дня акции «Киберпонедельник», которая прошла 25 явнваря, россияне сделали заказов на 27,2 млрд рублей, что почти в пять раз больше, чем год назад (5,6 млрд в 2020 году).