Классика жанра: можно ли быть успешным классическим банком, не превращаясь в экосистему?

Экосистемы, ядром которых являются крупные банки, стремительно завоевывают рынки и клиентов. Что может противопоставить им классический банкинг? Совкомбанк и его сделка по покупке банка «Восточный» — возможный ответ на этот вопрос.

Появление экосистем — как на базе банков, так и на базе бигтехов, но с финансовыми структурами внутри — это, безусловно, важнейшее изменение финансового рынка. Мировые регуляторы, включая и Банк России, вынуждены менять подходы к регулированию рынка с учетом этого. Свои подходы — уже в плане конкуренции с новыми институтами — ищут и крупные банки, по тем или иным причинам желающие оставаться в русле классического банкинга, без эволюционирования в экосистемы. Что они могут противопоставить экосистемам? Укрупнение бизнеса за счет опережающего органического или неорганического роста, повышение скорости, качества услуг, а также цифровизацию.

Пожалуй, крупнейшая сделка года (а возможно, и большего периода) — объявленная покупка Совкомбанком долей крупнейших акционеров банка «Восточный». Сделку уже одобрили и ФАС, и Банк России, а Совкомбанк планирует внести еще 7 млрд рублей в капитал «Восточного». Банк «Восточный» занимает 39-е место в банковской системе по капиталу, который составляет на начало марта более 27,5 млрд рублей, а его активы превышают 238 млрд рублей, составляя около 15% активов Совкомбанка.

В агентстве S&P подчеркнули, что разовая прибыль Совкомбанка от сделки будет минимальной или будет отсутствовать вовсе, так как цена приобретения «Восточного» будет равняться чистой стоимости активов, скорректированных на создание дополнительных резервов.

Если эта сделка состоится, она станет важным кейсом, поскольку касается покупки банка, входящего в топ-40 банковского рынка. За последние годы мы стали свидетелями пусть и немногочисленных, но довольно регулярных сделок слияния-поглощения. Однако практически все они проходили только по двум сценариям: либо сливались два небольших игрока, для которых это был вопрос выживания (соответствия нормативам достаточности капитала), либо топовый банк поглощал в разы более мелкого. Особенностью последнего вида сделок было то, что как раз о «рыночных условиях» говорить не приходилось: «уставшие банкиры», выбирая между добровольной сдачей лицензии и поглощением, отдавали предпочтение последнему варианту на условиях покупателя.

Еще одним видом подобных сделок можно назвать покупку не банковского бизнеса, но банковской лицензии. По этому пути, например, может пойти «Яндекс», после того как сорвалась сделка с приобретением Тинькофф Банка. По крайней мере, в СМИ появилась информация о том, что IT-гигант ведет переговоры о покупке банка «Акрополь» из конца третьей сотни банков.

В случае с Совкомбанком и «Восточным» налицо попытка одного крупного игрока усилить рыночные позиции за счет приобретения широкой клиентской базы и готовой инфраструктуры. То есть за счет неорганического роста в первую очередь в розничном сегменте. Так, в агентстве Moody`s подчеркивали, что в Дальневосточном регионе (домашнем для банка «Восточный», где он занимает лидирующие позиции) Совкомбанк представлен слабее, чем в европейской части России. При этом розничная клиентская база «Восточного» насчитывает 3 млн человек, что составляет примерно треть от аналогичной базы Совкомбанка.

Можно попробовать предварительно оценить, как именно усилятся позиции Совкомбанка, если предположить, что сделка уже состоялась, а клиентуру «Восточного» удалось удержать. К розничному кредитному портфелю, составляющему на начало марта чуть менее 400 млрд рублей, «добавится» еще свыше 110 млрд рублей. За счет этого банк поднимется по этому показателю на седьмое место с десятого, опередив Почта Банк и Тинькофф Банк, но оставшись позади «ФК Открытие». Практически аналогичный «подъем» можно зафиксировать и в депозитах населения, которые вырастут более чем на 126 млрд рублей. Благодаря этому Совкомбанк поднимется на восьмое место с десятого, опередив МКБ и Тинькофф Банк, почти догнав Райффайзенбанк. А вот что касается корпоративного кредитного портфеля, то даже с «добавкой» от «Восточного» до топ-10 добраться не получится.

Если сделка будет успешно реализована (а предпосылки к этому, учитывая предыдущий опыт Совкомбанка в области слияний и поглощений, есть), этот пример может помочь ответить на два главных вызова, стоящих перед российским рынком. Первый — приватизация санируемых банков, которую рано или поздно придется осуществлять. Все банки, находящиеся сейчас в ФКБС, — крупные игроки рынка. Соответственно, практический опыт слияния банков такого масштаба сложно переоценить.

Кроме того, эта сделка важна и с точки зрения того, как в современных реалиях можно развивать пусть и технологический, но все же классический банкинг, не переходя в категорию экосистем. Классический не в понимании его архаичности или консерватизма, а в смысле развития бизнеса за счет предоставления традиционных банковских услуг, который сегодня становится альтернативой экосистемам на пути развития крупных банков.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции