Надувание пустоты: объем первичных размещений акций бьет рекорды
Особым успехом пользуются размещения SPAC – бланковых компаний, специально созданных для слияния. Их объем побил прошлогодний рекорд всего за три месяца и достиг к 16 апреля $99,9 млрд. Но Россию все это затрагивает лишь самым краем.
В прошлом году компании, проводившие IPO в США, смогли, по данным FactSet, привлечь $174 млрд. Это был рекорд, таких суммарных объемов на первичных размещениях американские биржи не видели еще никогда. Прибавились 494 публичные компании (примерно вдвое больше, чем в 2019-м). Но уже в текущем году эти рекорды имеют все шансы не устоять.
«В 2020 году на американские фондовые биржи вышло свыше 400 компаний. Возможностью воспользовались представители технологического и фармацевтического секторов, выигравшие от событий прошлого года. При этом настоящий бум IPO может случиться в этом году, – полагает аналитик УК “Открытие” Ирина Прохорова. – Инвесторам хорошо понятна концепция восстановительного роста, ожидаемого уже среди широкого спектра отраслей. Старт массовой вакцинации сильно ослабил чувство неопределенности, витавшее в обществе, и снизил риски для ведущих экономик. При этом никуда пока не уходят правительственные меры поддержки, продолжающие выступать драйвером роста цен на рисковые активы».
Действительно, первичные размещения компаний в этом году идут рекордными темпами, причем не только на американских биржах. Так, на London Stock Exchange за весь 2020 год на IPO привлекли 9,4 млрд фунтов стерлингов, а в I квартале 2021-го – уже 5,6 млрд фунтов стерлингов. Но главные события из этой области все же по традиции происходят в США.
«С начала года в США посредством IPO компании привлекли капитал объемом $102 миллиарда, что примерно в пять раз больше объемов прошлого года ($22 миллиарда) за аналогичный период, по данным Bloomberg, – отмечает аналитик “БКС Мир инвестиций” Айнур Дуйсембаева. – Однако доходность участия инвесторов в IPO в этом году ниже прошлого года. Так, среди крупных сделок этого года наибольшую доходность (в первый день торгов) показали акции Bumble (+63%), Coursera (+36%), в то время как доходность IPO средних компаний не превышала 5–30%. В прошлом году доходность участия в IPO была выше, вспомним размещения Snowflake, Airbnb, Doordash, показавших 70–100% роста в первый день торгов».
Причины этого могут лежать практически в той же области, что и ведущие к росту объемов привлечения на IPO в этом году. «В первую очередь это связано со смещением интереса инвесторов от growth к value-компаниям, пострадавшим в большей степени от введения карантинных мер в прошлом году, – считает Айнур Дуйсембаева. – Ставка на восстановление экономики была одной из наиболее актуальных с инвестиционной точки зрения с начала этого года. Так, Индекс Nasdaq с начала года вырос на 9%, показав отстающую динамику относительно Индекса Dow Jones (+11% г/г). Некоторые быстрорастущие технологические компании, торгующиеся по высоким рыночным мультипликаторам, с начала года показали отрицательную динамику. Компании, выходящие на IPO, в большинстве случаев являются историями роста, поэтому снижение доходностей инвесторов от участия в них соответствует общей рыночной тенденции. Если говорить в целом, мы считаем, что в текущем году доходности инвесторов в IPO будут ниже прошлого года, однако сохранятся в положительной зоне, учитывая наличие существенной ликвидности на рынках».
Пока примерно две трети акций американских компаний, вышедших на IPO в прошлом году, торгуются выше цены размещения. Некоторое снижение их доходности, особенно на многомесячной дистанции, не будет чем-то необычным, скорее это возвращение к норме. Есть целый ряд исследований на многолетней истории, показывающих, что такие «новые» акции поначалу в среднем показывают более высокие результаты, чем аналоги, но уже через несколько месяцев начинают им уступать. Отставание может прослеживаться даже через десятилетия.
При этом наиболее выигрышные периоды для таких бумаг, по статистике, приходятся на времена рыночных пузырей. Если расценивать текущую ситуацию именно так, то у их покупателей еще есть определенные перспективы.
Призраки пузыря
«У бума IPO несколько причин. Во-первых, стадо “единорогов” толпится у входа на биржу далеко не первый год. Обратите внимание на то, когда были основаны все эти компании (среди них есть и 2009-й, и 2008 год). В среднем где-то около 2012 года, – отметил на прошлой неделе на онлайн-конференции руководитель направления IPO-аналитики ГК “ФИНАМ” Леонид Делицын. – У инвесторов, заколотивших в них сотни миллионов, терпение не бесконечное. С другой стороны, американские президенты соревнуются, чья помощь экономике будет больше. Много новых денег и надежд. Растут инвестиции не только в IPO, но и в высокорисковые публичные компании. И даже в криптовалюты».
Действительно, помимо бума традиционных IPO, сейчас наблюдается и бум SPAC (Special Purpose Acquisition Company). Это бланковые компании, специально создаваемые, для того чтобы обойти неизбежные ограничения и требования к желающим провести первичное публичное размещение. SPAC размещает акции, привлекая средства инвесторов фактически вслепую, после чего ищет частную компанию, с которой можно слиться. При успехе инвесторы становятся владельцами нового бизнеса. Если ничего не выходит – через полтора-два года SPAC ликвидируется, а деньги возвращаются.
Это не новый инструмент, но стремительный рост его популярности роднит текущую ситуацию с известными пузырями: South Sea Company, доткомов и другими. В 1720 году в Лондоне, например, размещали акции «компании по получению стабильно высокой прибыли из источника, не подлежащего разглашению», а в 1999-м там же – бумаги интернет-компаний, «точный характер деятельности которых не раскрывается из опасений подражания».
«SPAC дают возможность потенциально интересным быстрорастущим стартапам без истории выйти на биржу, однако простота процесса обусловливает большее поле для обмана инвесторов (самый громкий пример, пожалуй, это компания Nikola, которая должна была составить конкуренцию Tesla), – отмечает Ирина Прохорова. – На фоне наблюдающегося высокого интереса рынка к первичным размещениям их альтернатива, вероятно, также сохранит свою популярность в ближайшем будущем. Тем не менее в действительности “новый-старый” способ выхода на IPO зачастую используется крупными институциональными инвесторами для перекладывания рисков на маленьких частных. После непосредственного слияния SPAC с компанией-целью 90% из них показывают негативную динамику».
Тем не менее в глазах инвесторов плюсы такого способа размещения средств в последнее время, очевидно, перевешивают риски. В прошлом году прошло 248 таких размещений на $83,4 млрд – огромная разница с 2013 годом, когда их было всего 10 на $1,4 млрд. И все же этот рекорд был побит за считанные месяцы.
По данным SPAC Research, с начала 2021 года по 16 апреля состоялось уже 308 таких IPO на $99,9 млрд. Определенные преимущества у этого механизма, безусловно, есть, хотя заметная часть из них и является плюсом не столько для инвестора, сколько для частной компании-цели.
«Сам механизм выхода компании на публичный рынок посредством SPAC имеет ряд преимуществ, – говорит Айнур Дуйсембаева. – В первую очередь это более быстрый выход на рынок, компания может стать публичной в течение 3–4 месяцев против 6–12 при IPO. Второй фактор – меньшие расходы, компании не нужно проводить роуд-шоу, нанимать большую команду консультантов. Кроме того, механизм SPAC позволяет компаниям получить капитал на ранних стадиях жизненного цикла, в отличие от традиционных IPO. Однако этот механизм несет и определенные риски для компаний, в первую очередь риски размывания долей за счет выпуска варрантов со стороны спонсоров SPAC. Когда заключается сделка M&A между частной компанией и SPAC, выпускаются варранты в пользу спонсора. При выполнении определенных условий он может конвертировать их в обыкновенные акции».
Размещения по-российски
В Россию даже небольшая часть ликвидности, поддерживающей бурление и рост этих рынков, попадает сейчас с большим трудом. В прошлом году, когда после долгого перерыва прошли несколько IPO российских компаний, казалось, что-то меняется –размещения перестают быть у нас экзотикой и чаще отменяться, чем проходить.
Успешно разместили акции Ozon, «Совкомфлот» и «Самолет». Объявил об IPO «Высочайший». О выходе на биржу задумались «Европлан», «Рольф», онлайн-сервисы X5 Retail Group и «ВкусВилл». На прошлой неделе о намерении провести размещение на МосБирже на 30 млрд рублей объявила Segezha Group.
Но в этом году пока что разместился только Fix Price, причем в Лондоне. «Высочайший» по многолетней традиции уже вновь перенес IPO. Это напоминает 2019 год, когда выйти на биржу планировали более 15 российских компаний, но разместилась (причем на Nasdaq) только одна – HeadHunter.
Есть и различия, но они только ухудшают перспективы размещений. Это очередные санкции США, о которых было объявлено на прошлой неделе. Под них уже попала одна из компаний, планировавших IPO, – Positive Technologies. Запрет на покупку ОФЗ на первичном рынке также не улучшает ситуацию на рынке, делая в глазах нерезидентов все российские активы еще чуть «токсичнее», чем прежде. Так что, несмотря на бум на американских биржах, шансы на то, что в России 2021 год серьезно превзойдет результаты предыдущего по числу размещений, пока не слишком велики.