Американская бронь для русской авиации: "Аэрофлот" и "Победа"  долго будут на крючке?

Правительство РФ разрешило отложить обязательную локализацию систем бронирования авиабилетов на год. Ранее соответствующее постановление подготовил Минтранс. Теперь осуществить перенос серверов с базами данных россиян на территорию страны необходимо осуществить до октября 2022 года.

Американская бронь для русской авиации: "Аэрофлот" и "Победа"  долго будут на крючке?
© Свободная пресса

Правительство утвердило постановление № 955, в котором устанавливались требования к автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок (системе бронирования авиабилетов), еще в июле 2019 года. Документ обязывает использовать серверы и хранить базы данных только на территории страны. Операторами системы оформления воздушных перевозок должны быть юрлица, зарегистрированные в России и являющиеся местными резидентами. Они должны исключить передачу персональных данных за пределы России при оформлении российскими перевозчиками внутренних перевозок.

Однако в январе 2021 Минтранс после согласования с Минцифры и другими ведомствами подготовил проект постановления, который откладывает введение этой нормы еще на год. По официальной версии, это было сделано для того, чтобы привести документ «в соответствие с общенациональным планом действий, обеспечивающим восстановление занятости, доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения».

Однако, как полагают эксперты, дело в том, что у правительства возникли трудности с технической стороной дела.

Сегодня большинство бронирований авиабилетов в России осуществляются через иностранные глобальные системы дистрибуции (GDS). Основные зарубежные компании – это американские Sabre (пользуется авиакомпания «Аэрофлот»), Navitar («Победа»), испанская Amadeus (S7, "Уральские авиалинии"), а также швейцарская SITA. Российскими системами пользуются Utair ("Сирена-Трэвел"), «Азимут» ("Национальная система бронирования" (НСБ), разработанная «Ростехом» совместно со структурами владельцев аэропорта Внуково).

Если зарубежные GDS хотят продолжать деятельность на территории России, им необходимо зарегистрировать российское юрлицо и поэтапно перенести сервера, на которых хранятся данные российских авиаперевозчиков на территорию РФ. Если они откажутся выполнять условия, то не смогут работать на российском рынке. Но в случае отказа, их должны будут заменить другие, предпочтительно отечественные системы и, судя по сдвигу сроков, с их разработкой и возникают проблемы.

Хотя о том, чтобы локализовать систему авиабронирования билетов, как и осуществления финансовых операций, многие эксперты говорят уже давно. Ведь в случае ужесточения санкций Запад может не только отключить Россию от платежной системы SWIFT или заблокировать серверы того же Сбербанка, которые, по некоторым сведениям, размещены на хостингах американской компании Amazon, но и приостановить системы авиабронирования, что вызовет транспортный коллапс.

Возможно, вместо разработки собственного рабочего аналога, властям все же удастся договориться с западными компаниями о переносе серверов и регистрации на территории России. Как говорил еще в 2019 году директор по экономике и финансам компании-разработчика НСБ ТАИС Александр Сизинцев, на это могут уйти десятки или даже сотни миллионов долларов, но ради сохранения рынка они могут на это пойти. Правда, в итоге это может привести к росту сборов и, соответственно, конечной стоимости билетов, так как западные компании захотят компенсировать расходы.

Ведущий эксперт ФГ «Калита-Финанс» Дмитрий Голубовский считает, что проблема с локализацией цифровых систем в том, что госзаказ не является достаточно интересным и конкурентным для российских программистов, которые предпочитают работать в крупных западных компаниях. И заинтересовать специалистов в работе – это и есть главная задача государства.

- Думаю, ответ на вопрос, почему сроки переносятся, прост – потому что сами сделать не могут. Программисты программистам рознь. Те, кто могут вести проекты и собирать сложные системы – это редкие и очень высокооплачиваемые люди, от 20 тысяч долларов в месяц и выше, которые давно работают на Google или MicroSoft. У нас есть те, кто работает на «Яндекс», но он просто так не отдаст их государству - у него есть свои коммерческие задачи.

Найти хорошую команду, которая создаст качественный продукт, это проблема. Тем более при той манере ведения дел, которая есть у государства. По этой же причине до сих пор не работает, например, Единая система загсов, которую уже сдали в эксплуатацию. По этой же причине периодически падает Росреестр, поэтому все свои бумаги лучше храните и в физическом виде. Единственное, что у нас хорошо работает, это сайт Налоговой службы, но это неудивительно, они же деньги собирают.

Поэтому не стоит удивляться, что сроки локализации систем авиабронирования переносятся. А когда они все-таки будут сданы в эксплуатацию, то вероятно, будут работать хуже, чем западные аналоги.

«СП»: - Но ведь у нас уже давно провозгласили курс на цифровизацию, почему возникают такие проблемы?

- У государства свои подходы к работе и свои KPI. В таких проектах нужна не только культура исполнителя, но и культура заказчика. Необходимо правильно поставить задачу и правильно ее выполнять. Кремниевая долина говорит по-русски, это правда. Но это, к сожалению, Америка, а не Россия. Набрать кадры можно, если им очень хорошо заплатить и правильно поставить задачу. Если бы хорошая коммерческая мотивация, наверное, локализовать сервисы получилось бы быстрее.

Например, если бы тому же «Яндексу» отдали на аутсорсинг решение этого вопроса, он бы его решил, но сам бы сел на этот сервис собирать деньги. Но поскольку это госзаказ, многие предпочитают с ним не связываться.

У нас пока нет культуры заказчика в лице государства, поэтому мы хорошие мозги поставляем корпорациям, которые умеют ими воспользоваться.

«СП»: - Но мозги ведь есть, и какие-то успехи в IT-сфере тоже. Почему же не удается конкурировать с западными сервисами?

- Там где есть корпоративные интересы, цифровизация идет. Уже упомянутый «Яндекс» - это глобальная корпорация, по большому счету, она голландская, так как их холдинговая компания зарегистрирована в Нидерландах. А ее топ-менеджмент, если уж на то пошло, – граждане Мальты, так что русская эта компания только по происхождению.

«Яндекс» и «Касперский» по нашим меркам – это высокая культура производства (а программирование – тоже производство). Сбертех – средняя культура, Mail.ru – низкая, а у тех, кто описал Росреестр вообще руки кривые. На самом деле, центры компетенции и талантливые люди у нас есть, просто собрать их не могут. Точнее, это делают те, кто более конкурентен – Google и MicroSoft. Да и вообще, какой стартап ни возьми, там работает очень много русских, особенно в сфере криптовалют, куда пошло много мозгов.

На самом деле, вопрос локализации системы авиабронирования и других цифровых систем нужно решать по-другому. Например, не делать госзаказ, а пообещать создателям такого сервиса полное налоговое освобождение на десять лет. Уверен, что уже через квартал этот продукт был бы готов. Его сделали бы частная компания, причем не одна, так что была бы конкуренция. В таких делах нужно не тянуть время и не разводить бюрократию, а искать другой подход.