Эксперт усомнился в экологичности энергии проектов "РТ-Инвест"

Компания хотела бы получить поддержку своих инициатив и профинансировать их за счет потребителей, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» заместитель руководителя экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев, комментируя аргументацию компании «РТ-Инвест» о строительстве 25 новых мусоросжигающих заводов. 

Эксперт усомнился в экологичности энергии проектов "РТ-Инвест"
© ФБА "Экономика сегодня"

Глава «РТ-Инвест» Андрей Шипелов заявил в интервью РБК, что за работу новых заводов по сжиганию мусора косвенно могут заплатить иностранные покупатели российских товаров, включая Mercedes и Boeing. 

Построить нельзя оплатить

В апреле Минфин предложил отложить строительство 25 мусоросжигательных заводов компанией «РТ-Инвест» (является дочкой Ростеха). Ведомство смутила итоговая стоимость проекта в 1,3 трлн рублей. 

Также представленные финансовые модели предполагали компенсацию налогов в размере 100% за 32 года, несмотря на то, что такие меры господдержки не предусмотрены действующим законодательством. 

В министерстве призвали перед началом обсуждения субсидирования, по крайней мере, сделать выводы об эффективности работы первых пяти заводов, запуск которых ожидается до 2023 года.

Однако еще в феврале «РТ-Инвест» попросила на год перенести запуск заводов в Подмосковье и Казани, объяснив задержку проблемами с поставкой оборудования из-за пандемии. Стало известно, что компанию в этой связи могут оштрафовать на 7 млрд руб.

Позже Минэнерго выступило против переноса запуска заводов: поскольку факт форс-мажора пока не является доказанным. Сейчас вопрос находится на рассмотрении у вице-премьера России Александра Новака, который поручил Минэнерго проверить обоснованы ли аргументы застройщика.

Кто еще оплатит заводы «РТ-Инвест»

Пристальное внимание со стороны министерств и экологов, а также негативный информационный фон вокруг строительной кампании заставил руководство «РТ-Инвест» найти доводы в пользу строительства мусоросжигательных заводов. 

Таковых оказалось два. Во-первых, по мнению Шипелова, иначе не выполнить указ Путина о сокращении количества мусорных полигонов. Во-вторых, за работу предприятий пусть и не прямо, а косвенно, заплатят иностранные покупатели продукции крупных российских промышленников. Среди покупателей Андрей Шипелов видит Mercedes и Boeing. Как объяснил глава «РТ-Инвест», крупным компаниям предстоит заключать с еще не построенными заводами по сжиганию мусора договоры о поставке мощности (ДПМ) на оптовый рынок. Шипелов подчеркнул, что всего за 15 лет на этом удастся заработать около 100 млрд рублей и сделал вывод, что для крупных предприятий увеличение затрат будет «на уровне шума».

Минэнерго и Минпромторг уже выступили против предложений Андрея Шипелова.

«Профильные ведомства достаточно осторожно относятся к идее масштабного использования ДПМ как механизма финансирования строительства новых мощностей, потому что это не рыночный механизм, — объясняет Сергей Кондратьев. — В рамках этого инструмента инвестору гарантируется определенная доходность на капитал, достаточно высокая: на уровне 10-13%, которую можно получить, просто введя в срок проект по производству электроэнергии».

Эксперт констатировал, что в подавляющем большинстве случаев, в России сейчас нет районов с дефицитом мощности. «В данном случае речь идет о том, что компания хотела бы получить поддержку своих инициатив и профинансировать их за счет потребителей: потому что ДПМ — это надбавка, которая ложится на плечи потребителей», — отметил эксперт.

Насколько «зелены» заводы «РТ-Инвест»

Руководитель «РТ-Инвест», рассказывая о ДПМ, привел в пример Китай, где действует такой же механизм «зеленого» тарифа и поддержки компаний, занимающихся энергетической утилизацией отходов.

Однако неочевидно, что электроэнергия, которую будут производить мусоросжигательные заводы будет «зеленой», считает Сергей Кондратьев.

Если «РТ-Инвест» является рыночной компанией и работает на общих условиях, то ее мусоросжигательные заводы могут, как и другие электростанции мощностью больше 25 мегаватт, продавать электроэнергию на общем рынке, проходить конкурентный отбор мощности и пытаться таким образом финансировать свою деятельность.

«Если это не так, то предприятиям требуется поддержка. Но механизмы ДПМ расширять действительно не следует. В России уже достаточно высокая стоимость электроэнергии для конечного потребителя, есть проблемы, связанные с перекрестным субсидированием территориальным и межотраслевым — введение дополнительных надбавок усугубляет положение дел», — рассуждает Кондратьев.

Также эксперт указал на магистральную тему о сортировке мусора, которая является приоритетной для ведомств, отвечающих за стратегию в области обращения с бытовыми отходами.

Тренд охватывает все возможности повторного использования материалов, необходимо минимизировать отходы, подлежащие сжиганию, поскольку в первую очередь нужно смотреть на экономическую эффективность процесса, резюмировал эксперт.