«Синие ведерки» провели рейд на московских АЗС
На российских автозаправках появятся инструкции для определения качества топлива. Эти шпаргалки уже одобрены Росстандартом и созданы для того, чтобы каждый водитель мог определить, насколько хороший и проверенный бензин он заливает в свой автомобиль. В принципе, любой может и сегодня попросить на АЗС так называемый паспорт качества топлива — только для того, чтобы разобраться в нем, нужен специалист, именно его и заменит инструкция. Фактически водители смогут самостоятельно провести ревизию, пока же этим усиленно занимаются активисты общественных организаций. Результат их работы оценить сложно, ведь цели таких проверок у всех разные, да и можно ли доверять совершенно случайным людям, среди которых попадаются очень сомнительные личности. Накануне представители организации «Синие ведерки» провели рейд на московских АЗС. Общественники объезжают автозаправки, чтобы найти тех, кто обманывает автомобилистов. Так, активисты зафиксировали недолив топлива на 24 из 35 проверенных АЗС. Бывший координатор «Синих ведерок» Юлия Каблинова сейчас возглавляет рабочую группу ОНФ «Защита прав автомобилистов». Однако когда-то активистка была по другую сторону закона. В 1999 году Каблинову осудили на 8 лет за незаконный оборот наркотиков. «Допрошенная в судебном заседании подсудимая Каблинова Ю.П. виновной себя признала частично и сказала, что употребляла героин 1,5 года. Употребляла внутривенно и на момент задержания употребляла 2-3 раза в неделю», — говорится в приговоре по делу. На Каблинову оперативники вышли случайно. Задержали наркомана сразу после того, как тот закупился у будущей правозащитницы. Она тогда жила в доме в Северном Бутово. Сосед по лестничной клетке, который в день обыска у Каблиновой был понятым, рассказал, что для того, чтобы избежать контакта с клиентами лично, товар спускали прямо из окна пятого этажа на леске в пачке от сигарет. Это также подтверждают материалы дела. «За распространение ее, да, посадили. Вот я знаю это. Потому что, когда был в квартире обыск, под матрасом нашли пакетики с наркотиками, катушку с нитками со спуском наркотиков вниз», — отметил он. Из всех задержанных по делу Юлия Каблинова получила самый большой срок — 8 лет. «Если остальные соучастники по приговору суда получили год, три года лишения свободы, а женщина получила 8 лет, можно предположить, что, скорее всего, судом установлена некая главенствующая роль», — рассказал экс-начальник криминальной милиции ОВД Москвы, почетный адвокат России Евгений Харламов. В 2003-м Каблинова освободилась условно-досрочно. В 2010-м судимость была погашена. И вспоминать об этом нынешняя автоактивистка не хочет. О ее судимости вряд ли знают в ОНФ, где Каблинова сейчас борется за права водителей. У нее есть и собственная организация. АНО «Мониторинг АЗС», которая тесно связана с фирмой «Монтранс». «Монтранс» — это ООО, то есть компания, которую создают, чтобы вести бизнес и зарабатывать деньги. А вот АНО «Мониторинг АЗС» — организация некоммерческая. Официально занимается общественной деятельностью. Но обе эти конторы зарегистрированы в одном здании на улице Маршала Рыбалко. Согласно базе данных СПАРК, » Монтранс» еще и учредитель «Мониторинга АЗС». Организация Каблиновой проверяет продавцов горючего и публикует рейтинги на своем сайте. А частник-учредитель предлагает клиентам собственную систему контроля топлива на топливозаправщиках. «Они живут своей жизнью, мы им помогаем только технически. Мы думали, как их монетизировать, но никак», — отмечает управляющий партнер ООО «Монтранс» Станислав Емельянов. Можно ли считать таких общественников независимыми? Особенно учитывая, что в их руках есть такой ресурс, как возможность устроить рейд на любую АЗС, а их уже проверили свыше тысячи. В Независимом топливном союзе нам объяснили, что на острой и близкой практически каждому россиянину теме качества и цен на топливо пытаются спекулировать многие. «Есть различные организации, которые пытаются заработать на том, чтоб прийти на любую заправку и сказать, что мы у вас взяли пробы, у вас некачественный товар. Большая часть тех компаний, которые пытаются хайпануть на теме качества топлива или количества топлива, которое заливается в бак, они, скорее всего, преследуют цель либо экономического шантажа независимых АЗС или АЗС крупных нефтяных компаний, либо зарабатывания каких-то политических очков», — пояснил вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев. Это не значит, что АЗС не нужно контролировать, в том числе гражданским активистам. Странно, когда это делают общественники, аффилированные с крупным бизнесом.