Поляки доигрались: Baltic Pipe заткнули фонтан

Польско-датский конкурент «Северного потока -2» вызвал недовольство экологов. Дания отозвала разрешение на строительство газопровода Baltic Pipe, который должен пройти по дну Балтийского моря от месторождения на шельфе Норвегии в Польшу через датские воды.

Поляки доигрались: Baltic Pipe заткнули фонтан
© Свободная пресса

Решение было принято Апелляционным советом по вопросам окружающей среды и пищевых продуктов Дании 31 мая 2021 года. Согласно сообщению пресс-службы датского оператора транспортной системы Energinet оно вызвано недостаточной изученностью Агентством по охране окружающей среды вопроса о защите природы.

«Мы очень сожалеем о принятом решении. У нас в 2019 году было экологическое разрешение властей на Балтийскую трубу, в котором указано, что следует проработать ряд мер по обеспечению хороших условий жизни для животных, обитающих в некоторых местах, через которые проходит Балтийский трубопровод. С тех пор мы разработали ряд мер по защите животных», - отмечается в сообщении со ссылкой на заместителя директора и руководителя отдела строительных проектов Energinet Мариан Кааг.

Сейчас компания совместно с властями уточняет последствия принятого решения для проекта, а также планирует прекращение строительных работ до получения необходимых разрешений. Впрочем, речь идет именно о датском участке, строительство на других участках продолжается.

Разумеется, решение вызвало недовольство в Варшаве. Как заявил замминистра иностранных дел Польши Марчин Пшидач, дело не только в экологии.

«Конечно, мы будем стараться как можно скорее выяснить этот вопрос, хоть и понимаем, что за темой окружающей среды часто стоят другие интересы», - заявил он.

По его мнению, попытки заблокировать строительство Baltic Pipe опасны для Польши, Украины и некоторых других стран.

Сенатор Алексей Пушков полагает, что теперь Варшаве будет не до «Северного потока - 2». «Свой проект спасать надо. Как гласит мудрость, не рой другому яму, сам в нее попадешь», - написал он на своей странице в Twitter.

Впрочем, российскому газопроводу экологи также продолжают ставить палки в колеса, но пока власти Германии эти атаки успешно отражают.

Завотделом Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин считает решение Дании вполне логичным.

- То, что отозвали решение – это логично. Мы помним, сколько требований было к «Северному потоку – 2» и сколько туда было вложено денег. Логично, что к другим проектам в той же акватории должны предъявляться такие же меры. Вопрос в том, почему изначально так поспешно было принято решение о проекте.

«СП»: - Насколько Baltic Pipe конкурентоспособен с «Северным потоком – 2»?

- Газ, приходящий на территорию Польши, является не столько конкурентом «Северному потоку», потому что наш газопровод направлен на Германию, на Запад, а Baltic Pipe – на Польшу и страны Центральной Европы.

Сам проект вызывает вопросы, потому что у Норвегии нет возможности наращивать дальше производство газа, речь идет о сокращении, соответственно, возможностей для этих поставок нет, если только переориентировать потоки. Есть ближайшие к Норвегии страны – Великобритания, Бельгия, Дания, куда идут поставки. Если Норвегия снимает оттуда свои объемы, значит, их надо замещать, значит, туда пойдет российский газ.

Для России это может быть относительно нейтрально, но это некая конфигурация рынка, уходящая от оптимальных схем газоснабжения. Оптимально, чтобы и Россия, и Норвегия снабжали ближайшие страны. А здесь нарушение нормальной логичной работы. И потом, если Норвегия повезет газ в Восточную Европу, а Россия – в Западную, в Британию, насколько увеличатся выбросы?

Baltic Pipe – это надуманный политический проект, а не экономическое решение для развития. А раз это не экономическое решение, то появляется много вопросов относительно того, насколько перспективен этот проект и насколько он может быть реализован. Так что вопрос об экологических требованиях - это один из многих.

Кстати, нельзя забывать, что Nord Stream и Baltic Pipe пересекаются. Соответственно, прокладывая газопровод поперек «Северного потока», надо согласовывать это и с Nord Stream, чтобы не повредить трубу.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков считает, что проект Baltic Pipe.

- В Дании есть некие процедуры, и экологи увидели, что у Baltic Pipe не хватает определенных документов, экологических обоснований, на что и указали. Эти экологические претензии проект не убьют, но заставят его задержаться пока компания-оператор не предоставит все необходимые документы. Как только они будут предоставлены, разрешение на строительство вернут.

Поляки, конечно, очень нервничают. Во-первых, они в этом видят политические мотивы, видимо, потому что сами использовали экологические аргументы, чтобы противодействовать «Северному потоку – 2» по политическим мотивам. А когда к ним предъявляются экологические претензии, то они видят политическую подоплеку. То есть у самих рыльце в пушку. Теперь они видят след якобы России, «Газпрома», якобы им мстят.

Дания - страна очень осторожная и поступает так - «лишь бы чего не вышло». Эта позиция была и в 2019 году, когда они очень затягивали выдачу разрешения «Газпрому» на прокладку трубы в своей акватории, именно потому, что на них давили с одной стороны США, с другой – Германия и Россия.

Датчане буквально открытым текстом говорили «мы маленькая страна, разберитесь между собой, а мы выполним ваше решения». И только под угрозой суда выдали разрешение. При этом раньше выдали разрешение Baltic Pipe, чем «Северному потоку – 2», и тогда уже им стали угрожать разбирательством о коррупции, так как одному проекту разрешение дали, а другому нет, значит, есть заинтересованность. Здесь ситуация такая же: любые проблемы, и датчане идут на попятную, сейчас будут разбираться, каких документов не хватает.

«СП»: - Поляки только из-за этого нервничают?

- Проект Baltic Pipe синхронизирован с окончанием контракта (в мае 2022 г.) на поставку российского газа по так называемому Ямальскому контракту. Поляки говорили, что не будут подписывать с Россией новый долгосрочный контракт, потому что у них будет Baltic Pipe, который заменит им российский газ. Если Baltic Pipe не будет готов к маю 2022 года, то давить на «Газпром» будет нечем, хотя и этот аргумент слабый.

Baltic Pipe строится как пустая труба – в нем нет законтрактованного газа. Он начинается даже не на месторождении в норвежских водах, а в середине газопровода Europipe II, который качает норвежский газ в Германию.

Получается, что поляки должны перекупить, который сейчас идет в Германию. У Польши сейчас законтрактовано только 2 млрд. куб. газа в год, а труба строится на 10 млрд. куб. Так что основная проблема этого проекта – отсутствие газа. «Газпром» это понимает, так что дополнительную скидку полякам выбить не удастся. Они могут получить нормальную европейскую цену. У них и сейчас по контракту с «Газпромом» вполне конкурентная цена.

Отказаться от российского газа они не смогут, да и не хотят. Это просто бравада, которая является частью переговорной позиции.

«СП»: - Маршруты российского газопровода и Baltic Pipe пересекаются в море. Может это беспокоит экологов? Кроме того, маршрут Baltic Pipe должен быть согласован с Nord Stream.

- Нынешние претензии экологов касаются только сухопутной части и прибрежной зоны. В море суда продолжают работу.

От «Газпрома», от оператора действительно нужно будет получать разрешение на пересечение, но европейскими нормами и законодательством прописаны основания, по которым можно отказать. Если их нет, то разрешения обязаны дать. Веских оснований биться за то, чтобы Baltic Pipe не был построен, нет.

Не думаю, что «Газпром» будет отказывать, но может промурыжить поляков, как и они вставляли палки в колеса «Северному потоку – 2». Тем более, сейчас счет пойдет на недели, а надо построит морскую часть, сухопутную в Дании, приемную инфраструктуру в Польше. Если «Газпром» затянет рассмотрение документов, то для Польши это будет неприятная история, поляки будут вопить, что «Газпром» давит их по политическим мотивам.

Но поляки первые начали эту возню, не дав, например, создать совместное предприятие в рамках «Северного потока – 2». Польша до сих пор судится с «Газпромом» и французской компанией Engie из-за штрафов, которые наложили на них поляки.

«СП»: - А Baltic Pipe может стать реальным конкурентов для «Северного потока -2»?

- Нет. Наоборот, как это не парадоксально, он может помочь «Северному потоку – 2». Если Baltic Pipe оттянет на себя норвежский трубопроводный газ, то в Германии будет дефицит, а «Северный поток – 2» приходит, прежде всего в Германию. Если газ уйдет в Польшу, то Германии придется покупать, а приемных терминалов СПГ у нее до сих пор нет. Германии придется добирать газ за счет других трубопроводных поставщиков, прежде всего, «Газпрома», потому что в Северной Европе добыча падает.

«СП»: - Я правильно понимаю: у Берлина появляется возможность настаивать на 100-прцентном использовании мощностей «Северных потоков»?

- Да. Тем более, что у немцев есть хороший опыт: всё, что идет для них они лоббируют очень хорошо. Так, первый «Северный поток» на берегу разделяется на две части – OPAL (по Германии, далее в Чехию, Австрию) и NEL (только для нужд Германии). NEL всегда имел исключения и работал на полную мощность. Если немцы будут заинтересованы, то они выбьют из Еврокомиссии разрешении загрузить на полную мощность. Это еще одна косвенная выгода для России.

Глава Фонда энергетического развития Сергей Пикин также обращает внимание, что Baltic Pipe рассчитан на Польшу, а рынок сбыта для «Северного потока» - Германия и далее распределение на другие страны.

- Думаю, чтобы не выглядеть ангажированными, экологи должны выступать против всех проектов по дну Балтийского моря. Видимо, они через запятую перечислили все проекты, не думая, что это коснется и Baltic Pipe. Их заокеанские спонсоры немного просчитались.

Потребление газа Польшей зависит от других проектов. Польша все равно продолжит покупать российский газ под заявления о независимости, но будет играть с ценами, что она и делает. Политика политикой, а зарабатывают они на поставках американского СПГ, но не на свою территорию, а перепродажей другим странам.