Аудитор СП РФ: в 2021–2022 годах можно надеяться на восстановление деловой активности

Аудитор Счетной палаты России Данил Шилков рассказал в интервью ТАСС, с чем связано увеличение числа занятых в малом и среднем предпринимательстве (МСП) в 2020 году и когда ждать восстановления деловой активности в стране.

Аудитор СП РФ: в 2021–2022 годах можно надеяться на восстановление деловой активности
© ТАСС

— Данил Евгеньевич, сколько потерял российский малый и средний бизнес из-за ситуации с пандемией?

— Конечно, 2020 год не мог не сказаться на численности малого и среднего бизнеса. Их общая численность в России по состоянию на 10 января этого года составила 5,7 млн — это на 3,9% меньше аналогичного периода прошлого года. Также уменьшилась доля кредитов субъектам МСП в общем кредитном портфеле бизнеса. По итогам 2020 года она оказалась на уровне 10%. Для сравнения: в 2018 году она составляла 15%, в 2019 году — 14%.

— При этом число занятых в МСП выросло, с чем это связано?

— Действительно, с 31 марта по 31 декабря 2020 года число занятых в секторе выросло примерно на 800 тыс. единиц. Наблюдаемый рост связан с увеличением количества зарегистрированных самозанятых — их стало больше на 950 тыс.

— И это может говорить о…

— Этот рост отчасти может носить и формальный характер и свидетельствовать не об увеличении деловой активности населения, а о легализации ранее осуществлявшейся предпринимательской деятельности.

— Сектор уже начинает оправляться после пандемии, можно ли ждать прироста новых компаний и индивидуальных предпринимателей?

— В целом в посткризисные 2021–2022 годы можно надеяться на динамичное восстановление деловой активности и появление новых субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе в высокотехнологичных отраслях.

— При этом сейчас многие эксперты говорят о наступлении третьей волны коронавируса в России. Следует ли правительству подготовить новый план действий на такой случай?

— Мы бы предложили в основу решений, которые может в дальнейшем принять правительство, заложить распределение доходов предприятий сектора МСП в разрезе видов деятельности по итогам прошлого года. Это позволит более точно и независимо установить наиболее пострадавшие от кризиса отрасли.

— Какие еще меры предлагаете?

— Также можно было бы рекомендовать правительству проанализировать и учесть основные трудности и проблемы, с которыми столкнулся бизнес при получении поддержки в 2020 году.

— Сколько средств из бюджета было выделено на кредитование малого и среднего бизнеса в прошлом году, все ли они освоены?

— В 2020 году на государственную поддержку российских кредитных организаций для возмещения недополученных доходов по кредитам субъектов МСП по нацпроекту было направлено более 21 млрд рублей. Основной объем — более 90% средств — направлен по программе льготного кредитования субъектов МСП.

— Показатели нацпроекта "МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" по кредитованию удалось выполнить?

— Плановые показатели нацпроекта по объему кредитов, выданных субъектам МСП на реализацию проектов в приоритетных отраслях по субсидируемой ставке, на протяжении двух последних лет не достигались. Так, по итогам 2020 года фактическое значение показателя составило 924,8 млрд рублей при плане в 1,2 трлн рублей. То есть установленный план выполнен лишь на 77%.

— А что касается показателей федеральных проектов?

— Многие показатели федеральных проектов, входящих в состав нацпроекта, были значительно перевыполнены по итогам 2020 года. В частности, по 13 из 17 показателей превышение составило от 8 до 100%. В связи с этим возникает вопрос об обоснованности соответствующих плановых значений.

— Нецелевое использование ассигнований не фиксировали?

— Фактов нецелевого использования бюджетных средств при реализации нацпроекта МСП нами установлено не было.

— При этом, исходя из последнего отчета Счетной палаты, поддержкой за последние пять лет было охвачено менее 1% субъектов малого и среднего бизнеса. С чем связан такой низкий охват и что способно решить эту проблему?

— Наш вывод о незначительном количестве поддержанных субъектов МСП касается объемов финансовой поддержки, которая была оказана в рамках Национальной гарантийной системы — не только Корпорацией МСП, но и МСП Банком, и региональными гарантийными организациями (РГО). В своем отчете мы показали, что капитал Корпорации МСП и многих РГО недостаточно загружен и поэтому есть потенциал повышения эффективности вложений государства в развитие Национальной гарантийной системы.

— Какие замечания есть у Счетной палаты к обновленной осенью прошлого года версии нацпроекта МСП?

— При утверждении новых редакций паспортов федеральных проектов набор показателей был полностью изменен. Кроме того, ранее в 2020 году была изменена методика оценки численности занятых в МСП. Все это несколько осложняет сейчас мониторинг изменений, происходящих в секторе МСП. В целом результаты оценки достаточности и результативности реализуемых в 2021 году мер поддержки малого и среднего бизнеса нам еще только предстоит проверить.

— Какие российские бизнес-объединения, на ваш взгляд, являются лидерами по лояльности предпринимателей, наиболее эффективно оказывают поддержку бизнесу?

— На этот вопрос, скорее, должны отвечать именно предприниматели. Но хочу отметить положительный опыт нашего сотрудничества с некоторыми объединениями, включая Торгово-промышленную палату РФ, "Опору России", РСПП, Ассоциацию российских банков. С нашей стороны мы можем только поблагодарить коллег за оперативное взаимодействие.