Компания Moet Hennessy заявила, что останавливает поставки своей продукции на российский рынок, в частности, из-за того, что по новым правилам не имеет права теперь маркировать французское игристое вино из Шампани как шампанское.
Россия для Moet Hennessy, конечно, не главный рынок. Но тем не менее, как говорят эксперты, наша страна для французской компании входит в десятку. Они здесь давно, вкладывают в Россию много денег. О чем может судить любой, кто бывает на светских мероприятиях или посещает дорогие рестораны. И вот производитель, по данным СМИ, сообщил, что останавливает отгрузки в Россию на неизвестный срок. Причина — принятые поправки к закону об алкогольном рынке. Они, в частности устанавливают, что в нашей стране шампанским может быть только российское. Все остальное — игристое вино. Для компании из страны, где есть провинция Шампань, это, конечно, даже чисто по-человечески обидно. Хотя, как говорят в отрасли, закон не обязывает стереть с бутылок слово «шампанское». Надо лишь дописать на этикетке, что напиток соответствует стандартам наших игристых вин.
А может быть, «Моэт э Шандон» или «Вдова Клико» не соответствуют нашим высоким стандартам, задается вопросом президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович.
— Они должны сказать: «Мы делаем прекрасное, замечательное шампанское, которое соответствует стандарту на игристые вина» — все.
— То есть это просто предлог некий?
— Да. Или же они боятся, что их продукция не соответствует стандарту игристых вин, тем высоким требованиям, которые мы закладываем. Тогда вопрос у меня встречный: они опасаются, что их продукция не пройдет контроль и требования к этому стандарту? А там достаточно высокие требования. Может, они этого боятся?
В самой компании объяснили, что новые правила требуют пересертификации и изменения маркировки. И в принципе производитель не готов менять категорию своих вин для российского рынка. Это понятно. И, кстати, французы тоже всегда были против, что мы называем наши напитки шампанским. А смысл нынешних поправок — развитие отечественного виноделия. Хотя думается, что более действенным способом стали бы инвестиции в виноградарство и льготы для отечественных производителей. Но это у нас тоже есть. Год назад вступил в силу закон о виноделии, который в том числе подразумевает льготы. И виноделы тогда назвали закон прогрессивным. А вот то, что шампанское у нас теперь только российское, — в отрасли сравнивают с футбольными правилами. Комментирует партнер агентства винного консалтинга Double Magnum Андрей Григорьев:
Андрей Григорьев, партнер агентства винного консалтинга Double Magnum: «Стратегически, конечно же, пострадает и российская винодельческая отрасль в том числе, которую пытаются заставить, самое ужасное, что из лучших побуждений, жить по каким-то своим таким отдельным правилам. Но представим себе, что российская федерация футбола или Российский футбольный союз возьмет сейчас и обидится на то, что наша сборная плохо сыграла на «Евро», возьмет и будет придумывать какие-то свои правила футбола, не принципиально отличающиеся, но как-то отличающиеся. И скажет: «У нас своя дорога, мы люди самобытные, будем играть в футбол по таким правилам». Ни к чему хорошему это не приведет. Здесь вот аналогия примерно такая же».
И все-таки вполне возможно, что действия Moet Hennessy — это просто жест и поставки возобновятся. И, возможно, не только потому, что Россия для французов довольно важный рынок. Но еще и потому, что наша элита очень хорошо относится к французскому игристому вину. Равно как и к крепкому французскому напитку светло-коричневого цвета. Или, например, к хорошему десертному вину родом из Порту.