ЩЛЗ: лифтовая отрасль России догоняет мировую

Щербинский лифтостроительный завод, ведущий свою историю с 1943 года, планирует к 2025 году нарастить долю рынка до 33%, сообщил генеральный директор предприятия Антон Артемьев. В интервью РИА Недвижимость он рассказал, что сегодня представляет собой лифтовой рынок страны, каким образом будет модернизирован завод и как планируется снижать цены на лифты.

– Антон Евгеньевич, расскажите о том, как ЩЛЗ пережил коронавирусный год. Как изменились объемы производства и продаж предприятия, каковы ваши ожидания от этого года?

– Самое сложное время для нас было в марте – апреле прошлого года, когда предприятие практически не работало. В то время мы производили оборудование только для больниц и выполняли заказы Минобороны. Конечно, определенное влияние на предприятие это оказало. Тем не менее, год мы закончили достаточно прилично и произвели более 8,7 тысячи лифтов. Даже по финансам нам удалось выйти на позитивную динамику и получить 59 миллионов рублей чистой прибыли по РСБУ.

Сейчас мы выходим на прежние объемы производства. Да, есть определенные макроэкономические показатели, но тем не менее ситуация стабильна. Мы работает в полном объеме, никаких проблем и прямого влияния пандемии не чувствуем. В этом году рассчитываем произвести 9-10 тысяч комплектов лифтового оборудования.

– В последнее время в России сильно подорожал металл, что отразилось на себестоимости девелоперских проектов и цене жилья. А как это повлияло на лифты?

– Действительно, сейчас идет существенное удорожание практически всех материалов. Например, нержавеющая сталь подорожала практически на 90%, медь на 30%, а металлопрокат на 130% за последние полгода. Это не могло не отразиться на себестоимости нашей продукции, на текущий момент она выросла примерно на 15-17%. Мы стараемся нивелировать этот скачок. У нас есть определенные идеи и проекты по снижению цен и планируем, что нам удастся их реализовать.

– За счет чего?

– В первую очередь, за счет оптимизации конструкции продукта и передачи на аутсорсинг непрофильных операций. Это мы будем делать в рамках модернизации всего нашего предприятия.

– Модернизация, о которой вы говорите, это та концепция развития завода, которая была расписана в 2018 года после перехода под контроль "Дом.РФ"?

– Да, после перехода под управление "Дом.РФ" на заводе начался новый виток жизни. Когда я приходил на эту должность в ноябре 2019 года, было оговорено, что мы должны создавать продукт, способный конкурировать с мировыми брендами. Потому что сегодня лифтовая отрасль нашей страны сильно отстает от мировой. Европа, Америка, Китай и Корея нас сильно опережают. Поставленные нашими акционерами задачи – модернизация предприятия и разработка новой продукции.

– Расскажите, какие именно разработки ведутся и какие новые продукты появятся?

– Разработка ведется по трем направлениям. Во-первых, мы работаем над конструкцией лифтов. Речь идет о том, что наши стандарты существуют еще с советских времен, поэтому и оборудование недостаточно высокотехнологично. Наша разработка предполагает снизить материалоемкость конструкции лифтов на 10% в сравнении с предыдущими моделями. На эту разработку мы планируем получить порядка восьми международных патентов.

Во-вторых, мы хотим сделать ставку на безредукторные лебедки. На сегодняшний день у нас в стране массового производства нет. Кроме того, в настоящее время, с учетом роста высотного строительства в крупных городах и тенденций рынка, требуются современные станции управления лифтом.

– Это третье направление разработок?

– Оно касается станций управления лифтом. Это система, которая основывается на централизованном и нередко групповом управлении лифтами. По сути, это его мозг. На сегодняшний день у нас станции управления имеют минимальный объем функций, в этом направлении нам надо догонять другие страны.

– Еще в портфеле проектов ЩЛЗ есть система обеззараживания лифтовой кабины – тоже недавняя ваша разработка, расскажите о ней.

– Актуальность этого вопроса назрела в начале пандемии COVID-19. Тогда мы разработали и испытали систему дезинфекции, позволяющую обезопасить от инфекций до 98% поверхностей лифта за час. Эффективность системы проверена специалистами НИИ Дезинфектологии Роспотребнадзора. Средства дезинфекции кабины лифта представляют собой одиночные светодиодные излучатели бактерицидного ультрафиолета. Такая обработка возможна только при отсутствии людей в кабине.

– Нет ли сейчас в условиях нового постковидного времени планов производить исключительно такое оборудование?

– Сейчас эта опциональная система уже запущена в производство. Предлагаем всем нашим заказчикам дополнять оборудование такими системами. По стоимости подобный лифт выходит дороже, но не более чем на 100 тысяч рублей. Разница обусловлена тем, что эти светодиоды приходится закупать в других странах. Отечественного производства пока нет.

– Надеемся, что в новых домах будут исключительно такие лифты. Кстати, а какова ваша доля в объеме производства лифтов для нового строительства и для программы капремонта?

– Сейчас больше 50% лифтов реализуется по программам замен лифтового оборудования фондами капитального ремонта. В перспективе наша точка роста будет связана именно с новым строительством.

– А ваша доля рынка на сегодня? Планируете ли вы ее увеличивать? Какие у вас прогнозы по росту рынка в целом с учетом планов по увеличению ввода жилья в рамках нацпроекта?

– Сегодня наша доля составляет чуть более 20% от рынка. Мы поставляем оборудование по всей стране, недавно выиграли большие тендеры. Например, в Норильске. Половину российских регионов точно покрываем. При этом часть оборудования идет и на экспорт. Например, были контракты с Кубой, ведем сейчас переговоры с Арменией.

К 2025 году ожидаем, что общий объем рынка составит около 50 тысяч единиц в год. Сегодня это где-то 44 тысячи единиц. Думаю, что мы займем где-то треть рынка к этому времени. Мы предполагаем, что пропорция в объемах производства будет такой: 40% на замену лифтового оборудования и 60% на новое строительство. По программам замен, кстати, в стране есть определенное отставание.

– Почему отставание? Мало заводов? Вообще есть ли между ними конкуренция?

– Конкуренция огромная. Сегодня активно появляются новые небольшие производства, работают старые крупные. Поэтому делаем ставку именно на внедрение в производство новых технологий, чтобы снизить себестоимость и сделать наше оборудование более привлекательным на рынке.

– Сообщалось, что "Дом.РФ" планирует построить новый мощный завод в новой Москве в рамках консолидации лифтостроительных предприятий России. Стоит ли ожидать этого?

– Такой вариант, действительно, был, но мы нашли путь расширения производственных мощностей через модернизацию. Если сегодня наши мощности составляют где-то 12 тысяч единиц в год, то после завершения проекта трансформации они вырастут до 18 тысяч единиц.

– Сколько было вложено денег в развитие за последние годы? Сколько еще требуется вложить и какие направления усилить?

– С 2019 года было вложено порядка 1,2 миллиарда рублей. Прогноз до 2025 года - еще около 3 миллиардов. Эти деньги пойдут на закупку новых производственных линий, которые позволят увеличить наше производство и автоматизировать многие операции, убрать "слабые места". К ним, помимо того, о чем я говорил ранее, я бы отнес также отстающую IT-инфраструктуру предприятия и устаревший станочный парк.

– Автоматизация процессов не повлечет за собой сокращений?

– Люди – наша главная ценность. Мы планируем осваивать новые производственные процессы, о которых говорили ранее и будем проводить переподготовку сотрудников, поощряя в работниках стремление к профессиональному росту и нацеленность на результат.

Беседовала Ольга Гахокидзе