Тренды медиапотребления: интернет-СМИ стали конкурировать с телевизионным прайм-таймом
Медиахолдинг Rambler&Co пронализировал собственные активы, включая Lenta.ru, «Газета.Ru», «Секрет фирмы», «Мослента», медийные вертикали портала «Рамблер», «Чемпионат», «Афиши Daily» и Ferra.ru, и выделил три основных тренда медиапотребления в России в 2020 году. Аналитики отмечают, что россияне изменили свои привычки во время локдауна и сохранили их в 2021 году. Sostav ознакомился с результатами исследования.
Тренд №1. Изменение часов потребления медиаконтентаВ 2020 году пользователи десктопа стали дольше задерживаться на площадках Rambler&Co в будни, особенно после 19:00. В первую волну локдауна (февраль-март) продолжительность пребывания выросла на 10% по данным «Яндекс.Метрики», во вторую волну (июнь-сентябрь) - 7%.
Таким образом онлайн начал конкурировать телевизионным прайм-таймом, отмечают аналитики. До пандемии пользователи могли после рабочего дня отвлечься на ТВ. На удаленке они оставались онлайн после работы, не всегда переключаясь на телевизионные шоу. В 2021 году тренд сохраняется независимо от ситуации с пандемией.
Также весной 2020 года выросла активность пользователей смартфонов и планшетов по утрам выходных дней. «Люди хотели как можно раньше узнавать последние новости о коронавирусе», - отмечают авторы исследования.
Так, в апреле, по сравнению с началом года, количество визитов на страницы медиаактивов Rambler&Co увеличилось на 40%, а количество просмотров – на четверть, следует из данных «Яндекс.Метрики». Такая активность длилась до конца 2020 года, а показатели января-марта 2021 года сопоставимы с аналогичным периодом прошлого года. Исследователи делают вывод, что пользователи сохранили привычку медиапотребления.
Тренд №2. Мобайл продолжает наступлениеВ течение 2020 года продолжалась миграция пользователей онлайн-СМИ из десктопа в мобайл. До пандемии доля десктопа составляла 35%, доля мобайла - 65%. По данным «Яндекс.Метрики», весной 2021 года это соотношение достигло 26% к 74%.
В будни две трети десктопного трафика традиционно потреблялось в офисе в рабочие часы. На удаленке же рабочая коммуникация происходила в мессенджерах. Для этого люди чаще всего использовали личные гаджеты и оставались на тех же устройствах для интернет-серфинга.
В апреле 2020 года на десктопе произошло перераспределение: треть пользователей переместилась в сторону выходных дней относительно средних показателей за январь-март, а привычно высокая доля читающих новости в четверг и пятницу сократилась на 4%.
Однако распределение визитов по будням и выходным дням с мобильных устройств имеет сезонный тренд: например, летом в сети начинают читать новости чуть позже по времени, чем зимой.
Тренд №3. Рост регионального потребления новостных ресурсовНа всех медиаресурсах Rambler&Co был зафиксирован рост регионального трафика в 2020 и 2021 годах. Исследователи отмечают, что этому способствует увеличение покрытия и скорости мобильного интернета в регионах. Тренд ускорился благодаря пандемии: у всех регионах оказалась общая новостная повестка и источники для получения информации.
В апреле 2020 года выросла доля медиапотребления в Самарской области на 93 млн визитов. В начале 2021 года был заметен рост в Краснодарском крае, Свердловской и Новосибирской областях и республике Татарстан - суммарно они принесли 67 млн визитов. Общий прирост из регионов составил 16,5 млн пользователей.
По данным «Яндекс.Метрики», суммарно проекты медиахолдинга в 2020 году посетили свыше 1,2 млрд уникальных пользователей – это на 18% больше, чем годом ранее. Среднемесячная активная аудитория всех площадок увеличилась за год на 16%. Читатели совершили более 10 млрд визитов на страницы изданий и совокупно провели на них порядка 623 млн часов.