Войти в почту

Новая цель: в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика» предложили сократить телефонное мошенничество в десять раз

Участники рынка и представители нескольких ведомств предлагают включить в число целей нацпрограммы «Цифровая экономика» сокращение в десять раз телефонного мошенничества к 2024 году по сравнению с текущим уровнем. По словам одного из собеседников РБК, представители одноименной автономной некоммерческой организации должны до 1 октября представить вице-премьеру Дмитрию Чернышенко список соответствующих мероприятий.

Новая цель: в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика» предложили сократить телефонное мошенничество в десять раз
© BFM.RU

Предлагают ввести регулирование IP-телефонии, ограничить или контролировать звонки с ее использованием, блокировать звонки с подменой номера и мошеннический трафик на уровне операторов. Пока конкретики мало, говорит младший директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Вячеслав Путиловский:

— Во-первых, непонятно, за счет чего это будет финансироваться. Во-вторых, там цель борьбы с кибермошенничеством, сделан упор на технические моменты, а 90% кибермошенничеств — это социальная психология. Мошенник работает не столько с техническими средствами, сколько обманывает людей, пользуясь их психологической уязвимостью. Еще момент, который смущает, там идет речь о всевозможном регулировании, фильтрации, где-то даже запрещении IP-телефонии. Учитывая, что разработчиками этой программы, например, указываются крупные сотовые операторы, наличие этих технологий не всегда выгодны традиционным сотовым операторам.

— Может быть тогда стоило отменить звонки от банков, а коммуникации с клиентом вести через банковское приложение? Не кажется вам это более логичным?

— Я думаю, что это не будет решением проблемы, потому что если подменяют телефонный звонок, несложно подменить и приложение. Здесь выходом была бы технология определения подлинности именно банковских, и может быть, даже определенных подразделений банков. Но если внедрить, например, цифровую подпись или криптозащиту, будет четкое понимание, что это банк, и ответственность за последствия данного звонка может быть возложена на банк.

По данным ЦБ, за минувший год мошенники украли у клиентов банков около 9 млрд рублей, прежде всего с помощью телефонных мошенников и социальной инженерии. Зампред Сбербанка Сергей Кузнецов приводил другие цифры: ежемесячно злоумышленники похищают со счетов россиян от 3,5 млрд до пяти млрд рублей, средний чек по мошенническим операциям — 8 тысяч рублей.

Гендиректор компании «Киберполигон» Лука Сафонов считает, что отмена звонков от банков как таковых могла бы помочь решить проблему с мошенничеством:

Лука Сафонов гендиректор компании «Киберполигон» «Оптимальный вариант — использовать приложение либо дозваниваться до банка. Но сейчас банки перешли на цифровой уровень развития, оторванный от простых жителей, и туда не дозвонишься. Даже если дозвонишься, попадаешь на голосовых помощников, которые пока еще мало чем умеют помогать, а запутать могут еще больше. Приложение — выход для тех людей, которые им не пользуются, для пожилых и так далее. Разобраться в нем могут помочь близкие либо в отделении банка. Таким образом мошеннические операции снизятся, если не уйдут вообще в корне. Когда хотят бороться с подменой номера и с IT-телефонией, это, конечно, тоже может быть реализовано, но это трудозатратно. Плюс в России могут это зарегулировать, но никто не помешает мошенникам пользоваться сервисами, которые расположены за рубежом. Еще будет зависеть от того, как российские операторы «приземляют» голосовой трафик».

Авторами целей по десятикратному сокращению телефонного мошенничества выступили Сбербанк, «МегаФон», «ВымпелКом» (бренд «Билайн»), «Ростелеком», «ЭР-Телеком Холдинг», а также ЦБ, МВД, Минцифры и Роскомнадзор, говорится в материалах рабочей группы.