В Москве оценили призыв экс-главы МИД Дании превратить «Северный поток — 2» в пиррову победу РФ

За словами многих европейских политиков об обеспокоенности из-за якобы российской угрозы для энергобезопасности Европы скрываются экономические интересы американских компаний, производящих СПГ. Об этом заявили в Госдуме, комментируя призыв бывшего главы МИД Дании Уффе Эллеманн-Йенсена превратить проект Nord Stream 2 AG в пиррову победу Москвы. Эксперты также отметили, что противодействие «Северному потоку — 2» со стороны ряда государств завязано исключительно на том, чтобы сохранить возможность диктовать собственные условия на газовом рынке.

Европейские политики даже после завершения строительства «Северного потока — 2» продолжат продвигать интересы американских компаний — производителей сжиженного газа, заинтересованных в увеличении поставок своего сырья в Европу. Об этом заявил RT зампредседателя комитета Госдумы по международным делам Алексей Чепа, комментируя призыв бывшего главы МИД Дании Уффе Эллеманн-Йенсена превратить проект Nord Stream 2 AG в пиррову победу Москвы.

«Это абсолютно понятно, несмотря на более высокие цены. Поэтому они будут делать всё возможное для того, чтобы не допустить более дешёвую и конкурентную продукцию из России в Европу», — сказал депутат.

По его мнению, есть европейские компании, которые заинтересованы в сотрудничестве с американцами.

«Поэтому ещё будет большое количество различных политиков, чиновников выступающих в поддержку этой линии, потому что они получают деньги за лоббирование вот этих американских программ. Это понятно, очевидно. Мы понимаем, что это было и будет в дальнейшем. И это делают всё больше и больше, не стесняясь. Экономическая борьба», — добавил политик.

При этом он выразил уверенность, что большинство стран Европы больше заинтересованы в «Северном потоке — 2», чем в закупках американского СПГ.

«Они будут покупать наш газ, который более дешёвый, логистика гораздо более понятна. И заинтересованность и участие европейских компаний в этом проекте существуют», — заверил Чепа.

Ранее бывший министр иностранных дел Дании Уффе Эллеманн-Йенсен заявил, что странам Запада надо сделать всё, чтобы найти способ превратить газопровод «Северный поток — 2» в пиррову победу Москвы.

По его мнению, проект вызывает обеспокоенность из-за энергобезопасности Европы. В этой связи необходимо предпринять ряд действий.

«Европейцы должна иметь возможность перекрыть кран, если понадобится оказать давление на Россию», — написал он в своей статье для датского издания Berlingske.

По мнению Эллеманна-Йенсена, необходимо как можно скорее достроить газопровод из Норвегии в Польшу. Речь идёт о проекте Baltic Pipe, который позволит поставлять энергосырьё из Норвегии на датский и польский рынки, а также в соседние страны. Кроме того, возможна транспортировка природного газа непосредственно из Польши в Данию.

Ещё одной альтернативой, как считает экс-глава МИД Дании, может стать закупка у США сжиженного природного газа, а также использование Европой общей энергетической политики для оказания давления на Россию на газовом рынке.

«Северный поток — 2» — это две нитки газопровода протяжённостью более 1200 км каждая и общей мощностью 55 млрд куб. м в год. Трубы проходят через исключительные экономические зоны и территориальные воды России, Дании, Финляндии, Швеции и Германии. Согласно последним данным, строительство морской части первой нитки газопровода технически завершено, а второй — почти подошло к концу. Согласно данным оператора проекта Nord Stream 2 AG, трубопровод построен на 99%.

Добавим, что по ходу строительства Соединённые Штаты Америки неоднократно вводили санкции в отношении участвующих в реализации «Северного потока — 2» судов и компаний. При этом в Москве действия Вашингтона называли проявлением недобросовестной конкуренции.

21 июля Германия и США объявили о сделке по «Северному потоку — 2». Согласно договорённости, Вашингтон признал, что санкции не остановят реализацию проекта, а в Берлине обязались добиваться продления транзита российского газа через территорию Украины после 2024 года, когда закончится действующее транзитное соглашение.

Между тем американо-немецкое соглашение вызвало недовольство со стороны европейских союзников США — Украины и Польши. По мнению официальных лиц этих страны, сделка не решает вопросов обеспечения энергобезопасности Европы и не предоставляет Киеву гарантий сохранения транзита газа после 2024 года.

Вместе с тем глава «Газпрома» Алексей Миллер подчёркивал, что российская сторона готова продолжать транспортировку топлива через Украину после 2024, но этот вопрос зависит от целесообразности и техсостояния украинской ГТС. По его словам, «Газпром» готов даже увеличить объёмы транзита, но вопрос закупок энергосырья должен решаться на рыночных условиях.

Как заметил политолог Юрий Светов, несмотря на высокопарные фразы бывшего датского чиновника про заботу об энергобезопасности Европы, суть сводится исключительно к экономической составляющей.

«Разве Россия хоть раз возражала против строительства других газопроводов? За эти годы, за эти десятилетия последние, построено множество газопроводов. Мы никогда не говорим против этого. Можете строить — стройте. Но мы делаем так, как мы считаем нужно. Мы строим газопровод для того, чтобы реализовывать то, что у нас есть в стране в избытке и чтобы другие страны обеспечивали себя энергоносителями за приемлемую цену для них и для нас. И чтобы экономические связи между странами Европы в первую очередь крепли и развивались. Вот позиция России», — сказал собеседник RT.

По его словам, большинство тех, кто выступает против «Северного потока — 2», заинтересованы только в том, чтобы по-прежнему самим диктовать условия на газовом рынке.

«Вот этот разговор бывшего датского министра о том, что надо покупать сжиженный газ у США. Многократно просчитано: убытки от этого, цены высокие, но вот ради политики, давайте пожертвуем экономикой, — заявил Светов. — Газопровод «Северный поток — 2» вот-вот войдёт в строй, поэтому они теряют тему на которой спекулировали достаточно долго. Теперь, когда газопровод войдёт в строй, придётся либо искать иной объект стенаний, иной объект, с помощью которого Россия будет представлять новый уровень «угрозы» для Европы. Или забыть об этом».