В Китае из-за одного зараженного частично закрылся крупнейший порт

Третий в мире по грузообороту порт Нинбо-Чжоушань ограничил свою работу, сообщает Bloomberg со ссылкой на информацию городских властей.

В Китае из-за одного зараженного частично закрылся крупнейший порт
© BFM.RU

По данным агентства, положительный ПЦР-тест выявили еще 11 августа у одного из сотрудников терминала. После этого всех, кто контактировал с зараженным, изолировали, а на объекте, где он был занят, прекратился прием и отгрузка контейнеров. Как вспышка COVID-19 в порту повлияет на мировую торговлю и могут ли перевозчики минимизировать свои потери?

Работник порта еще в начале весны получил оба компонента вакцины, однако это не спасло его от заражения дельта-штаммом. Причем, никаких симптомов у него не наблюдалось, подчеркивает Bloomberg. В итоге инфицированный оказался в больнице, а работа порта, где он трудился, частично встала. Если порту не удастся в ближайшую неделю вновь открыть терминал, это повлияет на всю мировую торговлю. Нинбо имеет связь с более чем 500 точками по всему миру, поэтому вспышка COVID-19 на нем вызовет опасения, что с подобным могут столкнуться и другие страны. При этом замедляют работу портов также и антиковидные меры. Чтобы свести риски заражения к минимуму, перевозчикам предоставляют отдельный временной слот для санитарной обработки таров. Получается замкнутый круг. Продолжает глава российско-китайского аналитического центра Сергей Санакоев:

— Я надеюсь, что порт Нинбо не будут закрывать на такой длительный срок, потому что это просто трудно себе представить. Он третий по размерам в Китае, т.е. фактически Нинбо принимает грузы, например, из Балтики и Санкт-Петербурга точно совершенно точно. Европейские страны, любые другие, которые по тем или иным причинам, даже хотя бы потому, что так них импортеру было удобнее, выбирали порт Нинбо.

— Может ли фрахт подорожать? Связано ли это с тем, что порт простаивал некоторое время?

— Фрахт дорожает уже на протяжении года, без даже каких либо закрытий. Фрахт дальше будет продолжать дорожать. Но, безусловно, это тоже один из таких важных для рынка морских перевозок существенный фактор.

Поскольку это уже не первый случай за последнее время, когда логистика ощущает на себе трудности из-за вспышки коронавируса, принимающие стороны уже заранее приготовились к снижению поставок. Одна из таких — порт Лос-Анджелеса, который ощутил уменьшение объемов товаров еще в июне — тогда случилась вспышка коронавируса в порту Яньтянь. Закрылось сразу три терминала. На въезде образовались пробки, выход некоторых судов задержался более чем на неделю. Эксперты прогнозировали, что ситуация стабилизируется только через три месяца, а сами задержки будут ощущаться еще два-три квартала. Чтобы минимизировать издержки, перевозчики обычно пытаются найти обходные пути. Например, добраться до ближайших портов и припарковать свой груз там. Но это часто бывает затруднительно, говорит независимый аналитик Дмитрий Адамидов:

Дмитрий Адамидов независимый аналитик «У Китая были проблемы до кризиса 2008 года, в 2006-2007 году, когда просто спрос был очень высокий. И тогда они придумывали самые экзотические способы: просили Россию, чтобы она разрешала по Амуру проходить грузовым судам, которые там не должны ходить просто по пограничному режиму. Но это было краткосрочно, это было довольно давно и в другой ситуации. Здесь скорее всего никак, это быстро решить довольно сложно, потому что переориентировать грузы в другой порт в теории можно, но это требует некоторого времени. И это требует, кстати говоря, согласия другого порта. И возможность, желание принять эти грузы. Опять же, если это создаст какой то дефицит — это будут конфликты, давка и все прочее. То есть надо посмотреть, насколько это будет критично. Потому что если дело ограничится одним портом — это одна история. Если там пойдут закрываться все, включая шанхайский, например, то это будет совершенно другая история».

Многие компании уже вносят непредвиденные ограничения, вызванные вспышкой COVID-19, в свою страховку, чтобы не платить за застрявшие суда, цитируют СМИ Антона Познера, генерального директора компании по управлению цепочками поставок Mercury Resources. Но скоро эта опция отпадет — страховщики просто не будут заключать договоры с перевозчиком — слишком уж участились случаи заражения. При этом некоторые эксперты сомневаются, что такие вспышки возникают просто так. По их мнению, остановка работы китайских портов может быть выгодна властям США в рамках торговой войны. Это позволит поменять расклад сил в пользу последних — ведь, если подобных случаев будет еще больше, использовать Китай для перевозок станет небезопасно. Но это в любом случае отразится на экономиках всех участников рынка. Коснется он и России, чей товарообмен с Китаем по итогам первых семи месяцев текущего года вырос на 28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.