Споры о наценке: надо ли ограничивать маржу торговых сетей?

Федеральная антимонопольная служба готовит законопроект по регулированию наценки на социально значимые товары, а заодно ищет признаки картельного сговора. У антимонопольщиков есть подозрения, что ретейлеры поднимают цены согласованно.

Споры о наценке: надо ли ограничивать маржу торговых сетей?
© BFM.RU

Как только появились первые сообщения о том, что ФАС проводит рейды по «Пятерочкам», «Лентам» и «Магнитам» и намерена «подрезать» торговым сетям наценку на товары, поставщики в эфире Business FM высказывали мнение, что так и надо. Председатель агрофирмы «Элитный картофель» Владимир Акатьев говорит, что иногда разница между стоимостью закупки и конечным ценником отличается в разы, а за рубежом такого нет:

Владимир Акатьев председатель агрофирмы «Элитный картофель» «Я был в Голландии, там такой опыт есть. На 15-20% имеет право торговая сеть увеличивать стоимость товара, который получает напрямую от фермера. Мы часто бываем за границей, и я много раз бывал там, к нам приезжают фермеры — они, конечно, вообще в недоумении, как это можно: торговая сеть беспредельно поднимает цену. Так, месяц-полтора назад картофель в Астрахани у моей коллеги-фермера перекупщики брали по 13 рублей, а в торговых сетях бывало по 40-50 рублей. Ну это же повышение в разы!»

Еще в 2017 году Национальный союз защиты прав потребителей писал, что наценка у торговых сетей «нередко превышает 100%». Единичные случаи здесь не отражают общую картину. По подсчетам экспертов систем управления товарными запасами Sputnik, чистая маржа торговых сетей в среднем не превышает 2-3% от фиксированной выручки. Остальное сети тратят на обслуживание, налоги, операционные расходы. Доля наценки в общем обороте сетей в США и в Западной Европы держится на уровне в 20-25%. У нас не сильно больше — около 30%. Ограничивать наценку еще больше для нас опасно, считает гендиректор и соучредитель компании Sputnik Олег Ткачев:

Олег Ткачев гендиректор и соучредитель компании Sputnik «Чтобы сеть существовала, у нее должна быть определенная гросс-маржа, определенная валовая наценка. Мы видим, что у лидеров гросс-маржа -в районе 26%. Это означает, что если где-то ее зажмут, то, где-то она приподнимется. Во всех финансовых отчетах видно, что сети живут на рентабельности в 1-3%. Сетям с точки зрения нормы прибыльности падать особенно некуда. Поэтому если какие-то из социально значимых групп товаров будут ограничены наценкой, значит, вырастут какие-то другие».

Самый важный момент в споре вокруг наценок — в том, что ФАС намерена регулировать группу именно социально значимых товаров — тот же «борщевой набор», о котором говорил президент. А наценки на картошку, масло и капусту и так минимальные, о чем уже заявляли сети «Ашан» и «Магнит». Разница между товарами этой группы тоже есть — условно говоря, немытый картофель стоит 20 рублей за килограмм, а мытый в сеточке — 80 рублей за кило. Минимальная наценка будет на дешевый картофель.

Бизнес не привык, когда за него решают, в какой маржинальности ему работать, говорят эксперты. В действующем законодательстве достаточно рычагов, чтобы регулировать потребительский рынок. Если есть подозрения на картельный сговор — тоже законов достаточно. Создавать новый рычаг будет избыточно и озираться на зарубежный опыт здесь не стоит, уверен гендиректор информационно-аналитического агентства INFOLine Иван Федяков:

Иван Федяков гендиректор информационно-аналитического агентства INFOLine «В ряде регионов Европы мы видим гораздо более жесткое регулирование потребительского рынка. В семь вечера гипермаркеты должны быть закрыты, дабы дать возможность продавать небольшим магазинчикам у дома. Гипермаркеты, допустим, во Франции, нужно закрывать в воскресенье. Но это ни в одной из этих стран не привело к конкуренции. Наоборот: независимые торговые операторы с этого рынка уходили еще быстрее, и в результате на долю пяти крупнейших торговых сетей во Франции приходится почти 60% оборота продуктов питания, в Германии — почти 70%. У нас пока на долю десяти крупнейших компаний приходится все еще меньше 40% оборота продуктов питания».

И понятно, что всех под одну гребенку мести нельзя — есть «Дикси», а есть «Азбука Вкуса» — разный ассортимент, условия, программы лояльности, покупатели. Получается, следует вводить индивидуальные ограничения для каждой сети — очередной риск создания недобросовестной конкуренции. Пока ФАС, по источникам СМИ, слишком усердствовать не будет и даст шанс сетям поправить цены добровольно. И на этой неделе проведет еще одно совещание — где сети отчитаются, насколько успешно у них получилось отрегулировать самих себя.