Если топливо разливают «из одной бочки», то чем отличается его качество на разных АЗС?
Вертикально интегрированные компании и независимая розница Российский рынок автозаправочных станций имеет необычную структуру. Из 29 тысяч АЗС по состоянию на 2020 год, лидировала «Роснефть» с 3 тысячами заправок, также в лидерах – Лукойл с 2,5 тысячами заправок, Газпромнефть с 1,4 тысячами. Если смотреть глобально, весь рынок поделен между вертикально интегрированными компаниями (им принадлежит около 7 тысяч АЗС) и независимой розницей (у них около 15-16 тысяч АЗС). При этом по выручке картина совершенно обратная – 60% топлива продается как раз у крупных компаний. Почему так происходит? Все дело в структуре нефтяного бизнеса в России: вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) – это компании, которые сосредоточили внутри себя полный цикл производства. Другими словами, «Роснефть» сама добывает нефть, сама ее перерабатывает на НПЗ, и сама же продает через свои АЗС; независимая розница – операторы исключительно АЗС, которые покупают топливо в опте у производителей (по факту – у тех же ВИНК). В результате у крупных нефтяных компаний возникает определенное преимущество, ведь они могут влиять на стоимость нефтепродуктов в широких пределах (например, сократив надбавку на каждом из этапов производства, они могут сделать бизнес АЗС прибыльным). Независимая розница же вынуждена приобретать топливо по рыночным ценам, и пытаться конкурировать по отпускным ценам с ВИНК, и еще как-то на этом зарабатывать. Потребители же, видя примерно похожие цены у АЗС крупной сети и на заправке небольшой местной компании, скорее всего сделают выбор в пользу именно ВИНК – к тому же они традиционно предлагают более высокие стандарты сервиса, интересные программы лояльности, а еще на таких заправках продается и другая продукция нефтяных компаний (те же моторные масла). Независимые сети, несмотря на двукратный численный перевес, вынуждены довольствоваться теми клиентами, которые по какой-то причине не могут поехать на фирменную заправку – это могут быть АЗС на не очень оживленных дорогах, в сельской местности или, например, в регионах, которые последние годы живут под санкциями. Топливо и его качество В случае с АЗС крупных компаний все понятно – топливо они получают со своих же производственных мощностей. Например, на сайте «Лукойла» даже поясняется, откуда поступает топливо на АЗС – с предприятий Нижегороднефтеоргсинтез, Пермнефтеоргсинтез, Волгограднефтепереработка и Ухтанефтепереработка. Там же производится сжиженный углеводородный газ, который продается на АЗС сети. Что же касается независимой рознице, она вынуждена приобретать топливо на оптовом рынке. При этом поставщики топлива, по логике, те же – вертикально интегрированные нефтяные компании (просто потому, что больше топливо в России купить негде – разве что в Белоруссии). Например, сеть АЗС «ЕКА», представленная в Москве и области, прямо на своем сайте указывает, где приобретает топливо, это три крупных завода: «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез»; «Газпромнефть-Московский НПЗ»; «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» Что касается качества, компания утверждает, что тщательно тестирует каждую партию. Топливо перевозится бензовозами самой компании, они оснащены электронными системами контроля состояния топлива, а цистерны сделаны из специальных сплавов. Другими словами, если топливо реализует даже независимый трейдер, по качеству оно вряд ли будет сильно отличаться от того, которое отпускается на фирменных АЗС. Если, конечно, не заправляться на АЗС «из 90-х» со старым оборудованием и ржавыми емкостями для топлива. Но таких заправок сейчас становится все меньше – им сложно выдерживать конкуренцию с фирменными сетями. Как рассказал Михаил Колесников из компании Benza, репутацию независимым АЗС подпортила история – в 90-е и начале 2000-х такие заправки ориентировались прежде всего на рентабельность, а не на качество топлива. Отсюда – манипуляции с топливом, бензин чем-то разбавляли, превращали 92-й в 95-й, добавляя присадки. Поскольку явление было массовым, потребители накопили достаточно негатива по отношению к таким заправкам. Соблазн манипулировать качеством топлива есть и сейчас, говорит эксперт – но крупные сети все же работают на перспективу и точно не будут обманывать потребителей, продавая им некачественное топлив или обманывая с объемом. Сейчас фирмы с 1-2 заправками практически не выжили – их заменили большие интегрированные заправочные комплексы, которые строят крупные компании. Если небольшая компания может дать хороший сервис, она выживает, но в современной России это редкость. Поэтому АЗС, где можно нарваться на некачественное топливо, постепенно ушли с рынка, говорит Михаил Колесников. Таким образом, на АЗС независимых сетей риск заправить «паленое» топливо минимальный – главное не рисковать и не заезжать на АЗС, которые выглядят как пришельцы из прошлого века. Насколько выгодно владеть АЗС сейчас? Несколько лет назад Россию накрыл очередной топливный кризис – из-за того, что нефтепродукты на внешних рынках оказались значительно дороже, чем внутри страны. Крупным нефтяным компаниям стало попросту невыгодно продавать бензин и дизельное топливо внутри страны, а от этого появился его дефицит и начали расти цены. Тогда кризис решили несколькими мерами – кроме демпфера (механизм компенсаций) крупный нефтяной бизнес подписал соглашение с правительством, где обещал не повышать цены на оптовом рынке топлива для независимых сетей АЗС. Тогда проблему удалось решить – несколько месяцев оптовые цены стояли на месте, а потом даже начали снижаться. Но сейчас на рынке ситуация совсем сложная. Оптовые цены на топливо растут, потому что зависят от цен на нефть, которые, в свою очередь, зависят от неопределенности со стороны ОПЕК+ (картель разрешил поднять добычу, но цены все равно высокие). При этом розничные цены, наоборот, остаются стабильными – их контролируют власти, поэтому сети АЗС вынуждены снижать маржу (чистый доход). Сейчас маржа АЗС стала крайне низкой: на литре бензина Аи-92 заправки теряют 1,3 рубля; на литре бензина Аи-95 и дизельном топливе потери составляют 0,3 рубля. Для сетей АЗС крупных нефтяных компаний это не очень большая проблема, ведь розничная продажа нефтепродуктов – это финальный этап в большой цепочке, поэтому они могут компенсировать убытки от продажи прибылью на более ранних этапах. Но вот для независимых сетей АЗС ситуация выглядит угрожающей – сейчас они вынуждены либо работать себе в убыток (причем буквально теряя больше денег от того, что к ним ездит больше клиентов), либо компенсировать убытки на сопутствующих продажах. Например, продавать кофе, хот-доги, товары первой необходимости и автомобильные товары. Ситуация остается критической, некоторые сети уже отказываются продавать бензин Аи-92 (на нем самый высокий убыток), но начинать торговлю суррогатами – означает потерять репутацию. Пока же сети с трудом выживают, причем и в более благоприятное время их рентабельность не очень высокая. По сути, вариантов у небольших компаний не так много: ориентироваться на сопутствующие услуги – перестроить АЗС в целый комплекс с магазинами, общепитом и другими услугами; переходить на использование АЗС самообслуживания – так можно сэкономить на персонале; развивать эко-направления – заправку газом и зарядку электромобилей; закрывать нерентабельные заправки на не очень оживленных участках дорог. Итог, судя по всему, будет один – фирменные сети АЗС от ВИНК будут и дальше наращивать объемы, выдавливая независимую розницу с рынка. Что выбрать рядовому клиенту? Выбирая между фирменной АЗС от крупной нефтяной компании и малоизвестной заправкой, обычный потребитель учитывает несколько факторов: цена топлива; его качество (хотя бы гипотетически); наличие программ лояльности; уровень обслуживания (например, можно ли на заправке купить кофе или воспользоваться туалетом); наличие или отсутствие очередей. Иногда на выбор потребителя влияют совсем необычные факторы – как говорит Дмитрий Парфенов из компании «Идемитсу Лубрикантс Рус», некоторые сети АЗС открывают не только магазины, но и, например аптеки («Роснефть»). Но при прочих равных критериях основную роль играет все же отсутствие очередей – особенно если речь идет об АЗС на оживленной трассе. Если с ценами все и так понятно (они известны заранее, и плюс-минус равны у разных сетей), как и с программами лояльности, очередями и сопутствующим сервисом, то качество топлива на малоизвестной АЗС может стать сюрпризом для водителя и его автомобиля. Лучший вариант узнать о качестве – это найти сайт компании-владельца заправки. Если сайта нет, при желании можно попросить оператора АЗС предоставить документ о происхождении нефтепродуктов (например, накладную на доставку топлива или сертификат его происхождения). Скорее всего окажется, что топливо на заправку поставляют с того же завода, что и на ближайшую фирменную АЗС, причем с той же самой нефтебазы. Конечно, на качество топлива влияет его доставка (нужно чтобы бензовозы отвечали всем требованиям) и хранение (емкости тоже должны быть современными), но это проверить уже сложнее – ведь бензовозы не стоят на АЗС, а емкости закопаны в землю. Поэтому лучше ориентироваться на документы. Если у заправки нет сайта, а оператор не может предоставить документы на топливо – заправляться там точно не нужно. Чаще всего такие АЗС вообще работают нелегально – в российских городах не так давно начали появляться заправки, продающие топливо нелегально (по факту это емкость и колонка), но к качеству топлива у них могут быть вопросы. Если же заправка выглядит более-менее нормально, у нее есть все необходимые документы, а топливо пришло с обычного российского НПЗ, заправляться можно без лишних сомнений – главное, чтобы водителя устроила цена и сопутствующий сервис. Эксклюзивные комментарии экспертов издания «Банки Сегодня» по теме статьи «Качество бензина на АЗС крупнейших нефтегазовых компаний и независимых поставщиков может разнится в силу ряда причин» Во-первых, оно зависит от качества самой нефти, состояния оборудования на конкретном нефтеперерабатывающем заводе и степени его обновления. Во-вторых, на него влияет: октановое число (характеризующее стойкость к детонации), состав и количество добавляемых в него присадок (для увеличения эффективности сгорания и уменьшения вероятности появления отложений внутри топливной аппаратуры), его фракционный состав (показывающий степень его испаряемости в зависимости от содержащихся в нем углеводородов). В-третьих, надо учесть условия хранения, ведь бензин «не любит» попадания в него грязи и мусора. Соответственно, в сетях лидирующих производителей, таких как «Лукойл», «Газпром нефть», Shell и др., качество бензина обычно на высоте, проблемы с ним возникают лишь эпизодически. На АЗС «свободных игроков» оно может быть неважное, поскольку им без разницы у кого покупать топливо, главное, чтобы подешевле, чтобы его можно было подороже продать автовладельцам. Склонность же водителей заправляться на АЗС крупных сетей, на мой взгляд, обусловлена лучшим уровнем сервиса на них и довольно широким спектром предоставляемых услуг. Речь идет уже не просто о покупке бензина или моторного масла, кофе или булочек. Сейчас, например, «Роснефть» приступила к открытию на своих заправках аптек для продажи безрецептурных медикаментов и нелекарственных препаратов — гигиенических средств, лечебной косметики, товаров для ухода для всей семьи (помощь клиентам в их подборе оказывают фармацевты). На «одиноких» АЗС сервис тоже может быть хороший, хотя раз на раз не приходится. Так, на заправках, находящихся в удаленных сельских районах, он зачастую ограничивается исключительно заливкой топлива в баки автомобилей и на них не до открытия аптек или угощения кофе с плюшками. На АЗС, расположенных на оживленных магистралях, он в принципе сходен с услугами, оказываемыми на сетевых заправках, хотя он более простой. Здесь все-таки многое зависит от количества заправляющихся машин и финансовых возможностей их владельцев АЗС. Дмитрий Парфенов, Идемитсу Лубрикантс Рус Почему умирают мелкие ритейлеры на рынке АЗС? Только в последнее время владельцы небольших АЗС поняли, что стабильность качества бензина очень важна, и стараются покупать его у одних и тех же поставщиков. Но 90-е – начало 2000-х гг. испортили репутацию частных АЗС. Заправляться там – это лотерея. Чаще всего частные заправки и небольшие сети стремились лишь к увеличению рентабельности, а о создании комфортной для клиента инфраструктуры не задумывались. Не заботились о внешнем виде АЗС, а главное – о качестве топлива. Среди частников гораздо больше была вероятность манипуляций с топливом: смешивания, превращения Аи-92 в Аи-95 путем присадок. Это было массовым явлением, и у людей постепенно накапливалось негативное мнение о частных заправщиках. У частного предпринимателя, у которого несколько заправок в управлении, есть соблазн манипулировать и с количеством выданного топлива – недолив был повсеместным явлением. Крупные же компании работают на перспективу – им невыгодно обманывать потребителей, продавать им некачественное топливо или недоливать. Такие вещи случались только по вине нерадивых сотрудников, которые обманывали не только клиентов, но и свое предприятие. Затем появились большие интегрированные заправочные комплексы с магазинами, которые стали строить крупные компании. Те частники, которые смогли перестроиться и давать тот же уровень сервиса, до сих пор существуют. Но в основном организации, владевшие 1-2 заправками, не хотели или не могли вкладываться в развитие, не понимали, что надо выстраивать сеть с комфортом и уважительным отношением к потребителям. Они закрылись не из-за того, что не принадлежат крупным компаниям, а потому что не знали, как правильно вести и структурировать бизнес. До сих пор есть вероятность, что какие-то частные предприниматели могут манипулировать с топливом, которое продают – покупать дешевле, смешивать. Но в основном все эти компании выдавила с рынка людская молва. Крупным брендам проще – они поставляют топливо со своих заводов, следят за отсутствием махинаций со стороны своих сотрудников на АЗС. Больше у них возможностей и конкурировать по цене. Когда маржа уменьшается, они могут прожить какое-то время за счет объема продаж на маленькой или даже нулевой рентабельности. Маленькие компании такого себе позволить не могут. Михаил Колесников, Benza-Пензаспецавтомаш